Подвижники литературного краеведения Липецкого края

Страница 3

Фольклорно-краеведческая практика так увлекла студентов, что на основе созданных фольклорных материалов возник студенческий ансамбль «Потешки», который более 15 лет под руководством С.В. Красновой и С.А. Сионовой украшал художественную самодеятельность факультета.

В 1973 году вуз вместе с отделом культуры отметил 100-летие М.М. Пришвина, где С.В. Краснова выступила с сообщением «Елец в жизни и творчестве М.М. Пришвина». Ею было опубликовано несколько статей на страницах «Учительской газеты», елецкой газеты «Красное знамя» о педагогической и краеведческой деятельности Пришвина в Ельце и Елецком уезде.

Обилие собранного фольклорного материала способствовало систематическому проведению нашим вузом конференций и чтений с последующим изданием докладов и сообщений участников, Попутно собирались этнографические предметы прикладного искусства, что позволило открыть на кафедре небольшой музей. С другой стороны проводилась работа по «восстановительному» краеведению: в пришвинских местах была восстановлена могила матери М.М. Пришвина Марии Ивановны (Хрущево), открыт памятник неизвестному комиссару (предположительно А. Вермишеву) в месте его казни и захоронения (в деревне Дворики, на границе Становлянского и Краснинского районов).

В Малой Сапрыче (ныне Краснинский район) 40 лет работала учителем двоюродная сестра Пришвина Е.Н. Игнатова (Дунечка), на своё приданое построившая школу, в которой часто бывал писатель и впоследствии изобразил в «Кащеевой цепи». В «Дунечкиной школе» ежегодно – совместно с учителями Н.Б. Горячих, Т.В. Суворовой – проводились семинары, встречи с бывшими Дунечкиными учениками, которые передали много старинных фотографий Елецкому краеведческому музею. След этой работы остался в исследованиях С.В. Красновой: «…И вдруг вспомнилось Хрущево» // Истоки, Воронеж, 1981; «Подвиг среди народа». М. Пришвин // Михаил Пришвин: Актуальные вопросы изучения творческого наследия. Вып. 1. Елец, 2002 и др.

Из многочисленных публикаций С.В. Красновой, помимо выпускаемых кафедрой научных сборников, следует отметить работы, вышедшие в престижных изданиях Воронежа, Липецка и др.

1. Пальна-Михайловка – редкий оазис культуры. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж, 2001.

2. Дворянское гнездо Пальна-Михайловка // Земля Липецкая. Историческое наследие. Культура и искусство, 2003.

3. Краснова С.В., Сионова С.А. Пособие-путеводитель по Национальному парку «Бунинская Россия» в Липецкой области. Елец, 2003.

4. Памятные места, связанные с жизнью и творчеством русского писателя И.А. Бунина // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Липецкая область. М., 1980.

5. Литературное наследие. Иван Бунин. Т. 84. В 2 кн. М., 1973.

Имя С.В. Красновой упоминается в ссылках на архивные и фольклорно-краеведческие материалы, собранные в экспедициях под её руководством (Кн. 1, с. 125, 165, 295, 307; кН. 2, с. 151).

6. Опыт ЕГПИ в проведении фольклорной практики был обобщён Министерством Просвещения РСФСР и рекомендован как пример в методическом письме от 24.02.78 г. № 87-5/М.-8.М.

Руднев Фёдор Фёдорович.

Разнообразна и богата история Елецкого края. Земля наша дала России много выдающихся общественных деятелей, учёных, писателей, художников, скульпторов, композиторов, артистов. В этом ряду имя Фёдора Фёдоровича Руднева, краеведа-подвижника, малоизвестно. Ф.Ф. Руднев родился 2 июня 1892 ( 15 июля по новому стилю) в селе Никольское Елецкого уезда Орловской губернии в семье сельского дьякона Фёдора Капитоновича и его жены Анастасии Васильевны. Детство и юность Федора Руднева прошли в тесном общении с природой нашего края. Сёла Никольское, Орёво, Воскресенское запечатлелись в душе мальчика навсегда. До 15 лет Фёдор жил и учился в Орёво. С этим селом, храмом у него особая связь. Здесь были похоронены его мать и отец.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

История развития города Омска
Омск был основан в 1716 г. как крепость, форпост для освоения новых земель. В XVIII веке город, разросшийся вокруг крепости, стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более р ...

«Осенний календарь»
Песнями встречали в старину осень – трудовую, щедрую и весёлую пору. Трудовую – потому что впереди ещё много осенних забот, а щедрую и весёлую – потому что хлеб заполнял закрома, в каждый крестьянский дом входил достаток, и тут уж не обхо ...

Этнический стереотип и этнический образ
Жизнь каждого этноса проходит в относительно одинаковых условиях совместного существования, что вполне закономерно порождает у членов этнического сообщества единство взглядов на один и тот же предмет, общие критерии оценки, сходные способ ...