Анализ испанского этноса

Актуальность настоящего исследования. Одной из самых актуальных проблем современной культурологической науки является проблема так называемых пограничных культур. Вся история Средиземноморья являет собой яркий пример постоянного взаимодействия и синтеза культур, имеющих в основе своей разные традиции.

Жилье в испании недвижимость в испании.

Пристального внимания заслуживает проблема межкультурных взаимодействий, поскольку глубокий анализ культуры, ее аспектов, структуры, механизмов функционирования не представляется возможным без рассмотрения подобных коммуникаций.

Культура охватывает все стороны жизни общества, в том числе и его духовную жизнь, то есть ту сферу, где создаются, сохраняются и накапливаются ценности, знания, нормы и исторический опыт. Исходя из этого, следует, что культура является источником наиболее устойчивого взаимодействия этносов, а также их взаимного обогащения и понимания. В качестве важного условия в процессе развития культуры необходимо выделить проблему открытости внешним влияниям. Королевство Испания, государство на юго-западе Европы, занимающее 85% территории Пиренейского полуострова. В 8 в. н.э. большая часть Пиренейского полуострова была захвачена арабами. В ходе Реконкисты, продолжавшейся восемь веков, христианские королевства Северной Испании отвоевали весь полуостров. В 1492 испанская корона овладела последним оплотом мусульман - Гранадой. После открытия Америки Христофором Колумбом благодаря потоку золота из Нового Света Испания превратилась в мощную державу, а испанская культура и язык получили широкое распространение. В 17 в. экономика Испании находилась в упадке. В 19 в. испанские колонии в Америке восстали и добились независимости. В 20 в. Испания была разорена гражданской войной 1936-1939. В стране установился тоталитарный режим, просуществовавший до 1975. Испания вместе с Балеарскими и Канарскими островами занимает площадь 504 750 кв.км. Два прибрежных города в Северной Африке, Сеута и Мелилья, также входят в состав Испании. Материковая Испания граничит на западе с Португалией, а на севере с Францией и Андоррой. На севере Испания омывается Бискайским заливом, на крайнем северо-западе и юго-западе - Атлантическим океаном, а на востоке и юго-востоке - Средиземным морем, столь частое общение наций спровоцировало появление уникального этноса - испанского этноса, который и настоящее время делится на несколько групп.

Объектом исследования является феномен единства и раздробленности этнографических групп испанского этноса.

Предметом исследования является культура испанских этносов, сложившаяся в результате синтеза, то есть взаимодействия и взаимовлияния культур различных этнографических групп.

Обзор литературы. Нельзя сказать, что проблема этнографического многообразия Испании обделена вниманием ученых. Напротив, наука располагает работами по различным проблемам этой непростой темы: истории, философии, искусствоведению. Отметим наиболее важные из них.

В монографии Уотта У.М. и Какиа П. "Мусульманская Испания" исследуется история завоевания арабами территории Пиренейского полуострова, создания и существования страны аль-Андалус не только в периоды владычества мусульман, но и во времена правления христиан. Кроме того, удачным представляется в данной работе анализ трансформации культурных традиций.

Ланда Р.Г. в своих работах "Взаимодействие цивилизаций на Иберийском полуострове в VIII-XVII вв. (этнический и религиозный аспекты)" (Восток, 1997, №1), "Общность культурных традиций Магриба и арабо-мавританской Андалусии" (Проблемы арабской культуры. Памяти академика И.Ю. Крачковского.М., 1987) раскрывает специфику этнической среды на территории полуострова, а также структуру культурных и этнических групп в период существования аль-Андалуса.

В книге "В стране аль-Андалус через тысячу лет" (М., 1993) Ланда Р.Г. рассматривает не только архитектуру, поэзию и музыку, но дает историческую справку и анализирует взаимодействие и синтез культур на примерах искусства и этносов. [1] Историческое исследование ранних этапов испанской цивилизации вплоть до арабского завоевания, а также процессов, связанных с взаимодействием различных этносов, проведено в работах Циркина Ю.Б.Л., 1988, Корсунского А.Р. "Готская Испания (Очерки соцально-экономической и политической истории)" М., 1969, Пигулевской Н.В. "Арабы у границ Византии и Ирана В IV-VI в." (М., 1964), Большакова О.Г. "История халифата" (М., 1989), Кривова М.В. "Византия и арабы в раннем Средневековье" (СПб., 2002), Надирадзе Л.И. "Хрестоматия по истории Халифата" (М., 1968), Irfan Shahid "Byzantium and the Arabs in the sixth century" (Wash., 1995 T. I).

Исследованию арабо-испанского культурного наследия посвящены работы следующих авторов: Леви-Провансаля Э. "Арабская культура в Испании" (М., 1967), Крачковского И.Ю. "Арабская культура в Испании" (М. - Л., 1937), Каптеревой Т.П. "Искусство Испании" (М., 1989) и Никитюк О.Д. "Кордова, Гранада, Севилья" (М., 1972). Существенный раздел, посвящен мусульманской Испании в книге "The Legacy of Islam" ed. J. Schacht and C. E. Bosworth. (Oxford, 1974). [2]

Сергеева Т.С. в своем исследовании "Проблема синтеза европейских и восточных музыкальных традиций в культуре средневековой Андалусии" (М., 1997), Куделин А.Б. в работе "Классическая арабо-испанская поэзия" (М., 1973), Беляев В.И. в труде "Основные черты арабской поэзии в начале аббасидского периода (VIII в. - первая половина IX в.), а также Кубе А.Н. в книге "Испано-мавританская керамика" (Л., 1940) рассматривают не только направления в искусстве, но и нравы общества того времени. [3] В работах Соколова В. В "Средневековая философия" (М, 1979), Сагадеева А.В. "Ибн Рушд (Аверроэс)", Семенова А.А. "Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна)" (Сталинабад, 1953), Григоряна С.Н. "Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока" (М., 1966) не только рассматривается философское наследие великих мыслителей и ученых аль-Андалуса, но и анализируется влияние их трудов на европейскою философию и науку. Существенное значение имеет труд Гумилева Л.Г. "География этноса в исторический период" (М., 1990).

Все это дает уникальную возможность сопоставления достижения теоретических изысканий с конкретной историко-культурной ситуации в Испании. [4] Цель настоящей работы - исследование этнографических групп испанского этноса.

Задачи работы:

исследование общих истоков этнографических групп испанского этноса;

изучение особенностей отдельных групп испанского этноса

Методологически исследование основано на всестороннем анализе культурной ситуации Испании и осмысления проблем возникновения и функционирования синкретической культуры.

Теоретическая значимость работы. Дипломное исследование поможет осмыслить возможности взаимопроникновения и синтеза культур этнографических групп на примере Испании, степени открытости культур.

Практическая ценность работы. Материал, представленный работе, может быть использован при разработке курсов лекций, спецкурсов и спецсеминаров по культурологии, написании учебных пособий, а также дальнейшего изучения взаимодействия и синтеза цивилизаций.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе мы попытаемся дать более полную характеристику понятия этнос, изучить специфику испанского этноса. Раскрыть проблему межэтнических отношений в поликультурных обществах. Во второй главе даются характеристики отдельных этнических групп испанского этноса. Третья глава содержит обобщающий материал по теме, отвечает на вопросы о социализирующей роле этнокультуры.

Похожие материалы:

Финансовые дела
В октябре 1772 года московская контора в подробном письме сообщала Н. А. Демидову, что главный покупатель — английский купец Ригель, отказался платить за железо с момента отъезда за границу, “а хотя на нужные по заводском векселям платежи ...

Роль СМИ в освещении национальной политики и межэтнических отношений
Российские средства массовой информации должны играть активную роль в реализации государственной национальной политики. Для ее реализации необходимы усилия всего общества. В современных условиях, когда общественное мнение во многом формир ...

Предпосылки крестьянского восстания на Тамбовщине
Наступил год 1920-Й. Фронт отошел от границ губернии, борьба с «белыми» подходила к победному концу. Но внутренняя политика государства – «военный комму­низм» - оставалась неизменной. Большевики организовывали новые кампа­нии по вспашке и ...