История Саратовского края

Город Саратов расположился в живописной котловине, которую образовали пять гор: Соколовая, Лысая, Алтынная, Увекская, Лопатина, вдоль правого берега реки Волга. Его протяженность - более 50 км. Город включает шесть районов: Волжский, Кировский, Ленинский, Фрунзенский, Октябрьский, Заводской. Сейчас в области, центром которой является Саратов, проживает 2643,6 тыс. человек, из них городских жителей - 1944,3 тысячи человек или 73,5% и 699,3 тысячи или 26,5% - сельчане. В целом, в области живет больше всего людей среднего возраста - 61, 3 % (1621034 человека), второе место по численности занимают пожилые люди - 22, 2% (586500 жителей), а вот молодежи по праву досталось третье почетное место. Сейчас в области в области проживает 16, 5% трудоспособных юношей и девушек. Таким образом, плотность населения составляет 26, 4 человека на один кв. м.

Специализация области основывается, прежде всего, на машиностроении, химической промышленности, энергетике, сельском хозяйстве зерново-животноводческого направления.

По производству ряда важнейших видов продукции Саратовская область имеет довольно значительный удельный вес в Российской Федерации и Поволжье.

Саратовская область представляет собой развитой индустриально-аграрный территориально-производственный комплекс областного ранга. В общем объеме валовой продукции области в середине 1990-х гг. на долю промышленности приходится 60%, сельского хозяйства — 29%. Такое соотношение показывает, что сельское хозяйство продолжает играть важную роль в экономике области. По объему производства сельскохозяйственной продукции наша область входит в десятку крупнейших аграрных регионов России.

В последние годы происходят заметные структурные сдвиги в экономике области. Достаточно четко проявилась тенденция к снижению удельного веса промышленности (на 15% за 5 последних лет) и увеличению доли сельского хозяйства и строительства.

Саратовская область считается единственным субъектом Российской Федерации, расположенным на самой выгодной для сельскохозяйственной деятельности территории. Выгодность" объясняется тремя географическими зонами: область расположилась в местах лесостепи, степи и полупустыни. Здесь можно встретить как смешанные леса, так и дубравы, перелески, пустыни и степи, причем на территории, равной 200-м км с севера на юг. Таким образом, смешанная флора и фауна Азии и Европы породила здесь невиданные живописные просторы, где большинство местных обитателей растительного мира занесены в Красную книгу". Так, в области водится 250 видов птиц и 70 видов млекопитающих. Растений насчитывается более 1700 видов, 400 из которых охраняются законом. О важности расположенных в области природных биоресурсов говорит и тот факт, что здесь находятся 124 памятника природы, среди них - Государственный национальный природный парк "Хвалынский", зоологические заказники по акклиматизации бобров, ондатр, оленя. Кроме того, в области насчитывается около 300 памятников культуры, свыше 3 тыс. архитектурных достопримечательностей. Сохранились также 18 старинных усадеб. Погода здесь способствует развитию рыбного промысла, спортивной и любительской рыбалки. Климат Саратова умеренно континентальный: зима морозная, а лето знойное. Средняя температура июля - 30-40 С. В январе она опускается до минус 20-35 градусов по Цельсию.

Господствующие ветры - северо-западные и западные. Осадков выпадает сравнительно немного: 37-400 миллиметров в год. Снежный покров здесь устанавливается в конце ноября - начале декабря, исчезает в конце марта - начале апреля. Реки обычно замерзают во второй декаде декабря, а полностью очищаются ото льда в конце апреля.

Похожие материалы:

Кузнечное дело в деревне
Для разогревания железа кузнецу необходим горн с хорошо наложенным дутьем — мехами. Конструкция кузнечного горна значительно проще, чем домницы; он представляет собою, по существу, простую жаровню. Для извлечения раскаленного металла из ...

Павда
Бабиновская дорога стала, можно сказать, судьбой этого поселка. Сначала здесь была только ямская станция - государево заведение на государевой дороге. Потом, почти два века спустя, возник завод. Он просуществовал чуть более столетия. Так ...

Строительство Забайкальской железной дороги. Основные даты
Впервые идея строительства железной дороги через Сибирь была выдвинута в 1837 году инженером Михаилом Богдановым, проводившим изыскания сухопутного тракта от Иркутска до Кяхты. Она «дозревала» почти полвека. Сначала был разработан ряд про ...