Культура местного населения

Страница 1

Всестороннее специальное научно-этнографическое исследование жизни чукчей было осуществлено В. Г. Богоразом. Богораз видел преемственность поколений каждого народа в самобытности - лишь ему принадлежащем образе жизни, мыслей и во взглядах на предмет, в религии, языке, а более всего в традициях. Все обычаи, считал В. Г. Богораз, укрепляются давностью, освещаются временем и переходят из рода в род.

В древние времена арктические народности жили племенами. Каждое племя имело свою территорию и свой особый диалект или говор. Каждое племя состояло из более мелких родственных групп-родов. Небольшие племена состояли из 3-4 родов. Постепенно исчезли большие родственные группы, сократившись до нескольких семей. Помимо племен с внутренними кланами (родами), были и небольшие общины, состоящие из родственников. Старейшины селений хорошо знали происхождение и принадлежность к роду своих предков, знали своих соплеменников, ближних и дальних родственников. Всех родственников называли «собранием семей».

Традиции выступали в виде принципов, норм, правил и идеалов которые регламентировали жизнь чукчей.

В тундре с давних времен четко разграничены обязанности мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Жизнь в арктических условиях требовала, чтобы в семье было много детей - чем больше детей, тем легче жить. В некоторых семьях было до 12-13 детей. Рождение ребенка было радостью. Появившийся на свет ребенок был окружен заботой и вниманием, родители предпринимали различные меры предосторожности и совершали магические обряды. Первоначально новорожденного поливали холодной водой или обтирали снегом, потом растирали и заворачивали мальчика в медвежий мех, девочку - в мех рыси, белки, лисы. Ребенка приучали к жизни при низких температурах и ношение своеобразной одежды из меха.

Заботясь о здоровье ребенка, родители выполняли многочисленые обряды. Важнейший из них - наречение именем.

Чукчи, эскимосы считали, что каждый человек должен знать и любить свою малую родину, помнить откуда он родом, свою родословную. С детства у ребенка вырабатывался как бы внутренний план общества. Из рассказов отца, взрослых селения, мифов и сказок, особенностей охоты и быта, обычаев ребенок усваивал стереотип» и информацию о своем роде, родственниках, взаимоотношениях с другими семьями, учился узнавать членов своего рода.

В семье усваивали правила поведения. Дети понимали необходимость коллективного труда, все добытое усилиями распределялось поровну, а добытое одним членом рода становилось достоянием всех. Школой нравственности является их справедливость.

Личный пример взрослого - это важный фактор в воспитании детей.

В жизни чукчей и эскимосов было много ритуалов. Ритуалы показывают, что, как и когда надо делать.

Тотем и магия, магия и культ, ритуалы и мифы - это проявления ого и того же исходного архаичного мировоззрения. Запреты и принуждения, накладывающиеся на мышление, легко вызывают чувство вины, страх перед духами.

Чукчи считали, что существует жизнь на небе и под землей. Очеловечивание чукчами: животных и птиц зависело от «разумности» их ведения в жизни. Человеческими свойствами, по мнению чукчей, обладали: земля, солнце, луна. Полярная звезда, рассвет, тьма, гром, ветер. Выделялись явления доброжелательные к человеку. В соответствии с религиозными представлениями существовали и культовые отправления. Главными из них были жертвоприношения, сопровождавшиеся клятвами и мольбой молитв индивидуальны.

Для большинства чукчей шаманы не были единственными носителями культуры. Все обрядовые служения исполнялись внутри семьи. В семье обычно муж или жена знали некоторые приемы, способы и средства борьбы со «злыми существами». В борьбе с ними использовались щенные бубны, имевшиеся в каждой семье, собаки, чучела в холодное оружие, ритуальные игрушки, семейные и личные амулеты, у каждого члена семьи была своя молитва. С развитием архаичного мышления, возникновения мыслительных, логических тур, детерминированных явлениями и событиями, древний век становился все более культурным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Культура водопользования народов Крыма
Крымский полуостров недостаточно обеспечен водными ресурсами, и поэтому у всех народов, населявших этот край в разные исторические эпохи, существовало трепетное отношение к источникам пресной воды, а рациональное водопользование являлось ...

Основоположник вологодской хирургии
В 1900-1906 гг. хирургом Вологодской губернской больницы был Николай Иванович Якубов. До этого он не менее 10 лет работал ординатором больницы. При нем расширился диапазон хирургических операций. Он удалял злокачественные опухоли, произво ...

Современная панорама Свято-Вознесенского собора города Алматы
Всякий город запечатлевается в памяти в первую очередь зрительными образами, которые претерпевают сложные превращения в глубинах нашей души. Картины современного Алматы остаются в памяти со сверкающими жемчужными горнами вершинами и радуж ...