Культура местного населения

Страница 1

Всестороннее специальное научно-этнографическое исследование жизни чукчей было осуществлено В. Г. Богоразом. Богораз видел преемственность поколений каждого народа в самобытности - лишь ему принадлежащем образе жизни, мыслей и во взглядах на предмет, в религии, языке, а более всего в традициях. Все обычаи, считал В. Г. Богораз, укрепляются давностью, освещаются временем и переходят из рода в род.

В древние времена арктические народности жили племенами. Каждое племя имело свою территорию и свой особый диалект или говор. Каждое племя состояло из более мелких родственных групп-родов. Небольшие племена состояли из 3-4 родов. Постепенно исчезли большие родственные группы, сократившись до нескольких семей. Помимо племен с внутренними кланами (родами), были и небольшие общины, состоящие из родственников. Старейшины селений хорошо знали происхождение и принадлежность к роду своих предков, знали своих соплеменников, ближних и дальних родственников. Всех родственников называли «собранием семей».

Традиции выступали в виде принципов, норм, правил и идеалов которые регламентировали жизнь чукчей.

В тундре с давних времен четко разграничены обязанности мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Жизнь в арктических условиях требовала, чтобы в семье было много детей - чем больше детей, тем легче жить. В некоторых семьях было до 12-13 детей. Рождение ребенка было радостью. Появившийся на свет ребенок был окружен заботой и вниманием, родители предпринимали различные меры предосторожности и совершали магические обряды. Первоначально новорожденного поливали холодной водой или обтирали снегом, потом растирали и заворачивали мальчика в медвежий мех, девочку - в мех рыси, белки, лисы. Ребенка приучали к жизни при низких температурах и ношение своеобразной одежды из меха.

Заботясь о здоровье ребенка, родители выполняли многочисленые обряды. Важнейший из них - наречение именем.

Чукчи, эскимосы считали, что каждый человек должен знать и любить свою малую родину, помнить откуда он родом, свою родословную. С детства у ребенка вырабатывался как бы внутренний план общества. Из рассказов отца, взрослых селения, мифов и сказок, особенностей охоты и быта, обычаев ребенок усваивал стереотип» и информацию о своем роде, родственниках, взаимоотношениях с другими семьями, учился узнавать членов своего рода.

В семье усваивали правила поведения. Дети понимали необходимость коллективного труда, все добытое усилиями распределялось поровну, а добытое одним членом рода становилось достоянием всех. Школой нравственности является их справедливость.

Личный пример взрослого - это важный фактор в воспитании детей.

В жизни чукчей и эскимосов было много ритуалов. Ритуалы показывают, что, как и когда надо делать.

Тотем и магия, магия и культ, ритуалы и мифы - это проявления ого и того же исходного архаичного мировоззрения. Запреты и принуждения, накладывающиеся на мышление, легко вызывают чувство вины, страх перед духами.

Чукчи считали, что существует жизнь на небе и под землей. Очеловечивание чукчами: животных и птиц зависело от «разумности» их ведения в жизни. Человеческими свойствами, по мнению чукчей, обладали: земля, солнце, луна. Полярная звезда, рассвет, тьма, гром, ветер. Выделялись явления доброжелательные к человеку. В соответствии с религиозными представлениями существовали и культовые отправления. Главными из них были жертвоприношения, сопровождавшиеся клятвами и мольбой молитв индивидуальны.

Для большинства чукчей шаманы не были единственными носителями культуры. Все обрядовые служения исполнялись внутри семьи. В семье обычно муж или жена знали некоторые приемы, способы и средства борьбы со «злыми существами». В борьбе с ними использовались щенные бубны, имевшиеся в каждой семье, собаки, чучела в холодное оружие, ритуальные игрушки, семейные и личные амулеты, у каждого члена семьи была своя молитва. С развитием архаичного мышления, возникновения мыслительных, логических тур, детерминированных явлениями и событиями, древний век становился все более культурным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Односельчане и война
Война - страшное слово! Война . Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без ...

Семантика наскальных рисунков
Слово «семантика» греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсь разобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований по этому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой ...

Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политич ...