Священные места в жизни ненцев

Страница 1

По представлениям ненцев, земля – живая, а каждый холм, сопка, река озеро, море имеют своего хозяина – духа. Но имеются особые священные места, отмеченные высшей, сакральной значимостью. Ненецкие топонимы (идолы), обозначающие святые места, часто содержат информацию о сакральности донного объекта. Основную категорию ненецких культовых мест составляют естественные природные объекты – сопка, река, озеро, остров, плоская возвышенность с пологими склонами, высокая остроконечная сопка с широким основанием. По приданиям ненцев о мире духов, в необычных по внешнему виду предметах таиться магическая сила.

Священное место не имеет точно установленных границ, переходя в окружающий ландшафт. Обычно оно располагается на приметных местах, возле камня необычной формы, на вершине сопки, на берегу озера. Само озеро тоже может быть священным. В нём либо вообще нельзя ловить рыбу, либо положено часть улова жертвовать духу озера. Если же на этом месте имелся камень, то шаман мог «признать» в нём один из образов, принятый духом. Место признавалось священным по указанию шамана, который объявлял, что оно должно почитаться всеми или только родом, семьёй. Шаман давал указания, где должно быть это место, какой образ должен иметь хэхэ – хозяин данного святилища.

Таким образом, священные места являются культовыми действующими объектами, поскольку находятся на местах постоянного проживания и хозяйственной деятельности кочующих тундровиков. Они относятся к памятникам духовной культуры, которые сформировались на протяжении длительного времени, характеризуются консервативностью форм и способов осуществления культовой деятельности. В таких местах запрещена или ограниченна хозяйственная деятельность человека.

Указанные обстоятельства позволяют определить культовое место как субститут храма. Можно сказать, это храмы под открытым небом. Налицо организация сакрального пространства, включающая такие компоненты культовой деятельности, как скульптура религиозного значения и разработанная атрибутика культа. Принципиальным отличием священного места от храма, характерного для мировых религий, является эзотеричность культового места, т.е. его предназначенность только для посвящённых, избранных.

Другие народы ходят молиться в церковь, храм, а у ненцев такими храмами являются священных места, очерченные устным преданием, имеющие особое сакральное значение, обладающие властью над людьми, принадлежащими к традиционному обществу. Эти места являются священными в самом широком смысле слова: они связывают традиционный образ жизни народа со священным преданием, с древнейшими космологическими пластами мифологии и с религиозным ритуалом.

Особую значимость имеют священные острова. В отличии от мировых религий, в ненецком язычестве главным храмом является не тот, что чаще посещается людьми, а тот, что почти недоступен или доступен только посвящённым. Как говорят ненцы: «Главные боги живут на концах Земли».

Для создания собственной классификации священных мест необходимо было обратиться к литературе по этому вопросу, опираясь на работу архимандрита Вениамина, классифицирует священные места ненцев по социальному признаку. Он выделяет общенародные, родовые и семейные места.

Известный исследователь обских угров К.Ф. Карьялайнен выделяет 6 типов священных мест:

1. древние поселения

2. места погребений и кладбищ

3. места «явления» духов.

4. культовые место предка – покровителя селения

5. женское культовое место

6. место почитания обитателей водных стихий

Иерархия ненецких святилищ, включая в себя и целую систему культовых объектов, обладавших более низким сакральным статусом, в моей работе не рассматриваются по причине отсутствия материала, научная работа по этому вопросу пока только начинается. В названиях священных мест отражаются либо жизненно важное событие, либо почитаемые объекты: камни, озёра, реки, бытовые предметы, животные и т.д. Общенародные, племенные, родовые и семейные святилища посещают только мужчины, а женщины допускаются на них лишь по достижении определённого (брачного) возраста, кроме того, имеются специальные женские святилища.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Современная панорама Свято-Вознесенского собора города Алматы
Всякий город запечатлевается в памяти в первую очередь зрительными образами, которые претерпевают сложные превращения в глубинах нашей души. Картины современного Алматы остаются в памяти со сверкающими жемчужными горнами вершинами и радуж ...

Образная основа русской свадьбы
Свадебный обряд содержит многочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени и существует только как ритуал. Для среднерусской свадьбы характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, ...

Административно-законодательные условия деятельности церкви на территории Смоленской области во время оккупации
“Нацистская церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношением нацистов к славянам вообще к русским в частности. Файерсайд в работе “Крест и свастика” насчитывает до семи взаимно исключающих друг друга подходов: на ...