Культура местного населения

Страница 5

Мужчины отдавали предпочтение в одежде пестрым или белым оленьим шкурам, органично вписывающимся в местный ландшафт. Праздничную кухлянку украшали меховыми полосами или контрастными по цвету вставками, меховыми кисточками и бахромой из ровдуги, различными подвесками, бисеринками. Надевали ее на игрища, при поездке в гости, при перекочевках. Кухлянка шамана отличалась большим количеством ремешков, нашитых спереди и сзади, амулетов. На рукавах и груди нашиты кусочки шерсти, ворот украшался белой полоской из меха белого оленя, собаки.

В качестве дождевика женщины носили длинную камлейку, которая была непромокаемой, ее шили из кишок лахтака, моржа или нерпы и украшали перышками птиц и меховыми кисточками.

Мужская обувь чукчей различалась по сезонам, форме, покрою и материалу, из которого она изготовлялась. Особую красоту торбасам придавали вставки, расшитые оленьим волосом и цветными нитками. Женская обувь по покрою и материалу была сходна с мужской, но отличалась орнаментом, красочностью цветных ниток, бисерными узорами, аппликациями, полосками шкурок.

У народов Севера были три вида рукавиц: зимние, летние и праздничные. Рукавицы расшивали мехом, кожей или вышивали цветными нитками. Пояс на мужской одежде - украшение. Украшали пояс бубенцами, костяными пуговицами, подвешивали обереги. На Поясе крепится нож в кожаном чехле. Головной убор чукчей составлял капор, сшитый из шкурок и лап лисы, собаки, пыжика. Малави шились из лисиц и песцов. Приморские чукчи и эскимосы носили домашнюю, «сухую» обувь. Это своеобразный вид тапочек с ажурными узорами из белой кожи.

Детям шили комбинезоны из шкур оленя мехом внутрь с наглухо зашитыми рукавами и штанами. Дети старшего возраста носили од е образцу своих родителей.

Чукчи использовали в одежде кожу и мех оленей, тюленей ков, росомах, зайцев, собак, редко - пушных зверей. Художественной обработкой кожи занимались только женщины. Чукотские мастерицы вырезали из кожи различные фигурки человека, тюленя, касатки и изображения «личных защитников». Покрой одежды б прост, но трудность ее шитья заключалась в рациональном использовании материала, продуманной отделке, учете швеей возраста пола ребенка.

Красивы мелкие кожаные предметы: ножны, пояса, ремни мешочки, сумки. Сумки изготавливали из шкуры оленя мехом наружу с отверстием посередине. Такие сумки служили для хранения одежды и заменяли подушки. Женщины имели также традиционные сумочки для хранения ниток, иголок и других мелких вещей. Чукотские женщины плели красивые сумки из волокон кипрея, крапивы и дикой ржи, растущих в приполярной тундре. Приемы плетения очень сложны, в основу волокон вплетались более темные, чем сама сумка, травы. Коврики плели из меха и разноцветной кожи.

С этнографической и эстетической точки зрения большой интерес представляют люльки для новорожденных детей. У эвенов и чукчей они напоминали небольшую деревянную лодку. Основной этномаркер: люлька обтянута оленьей кожей и украшена орнаментом.

Самобытны традиции северных народов в шитье бисером. Имелась бисерная расшивка седла, тапочек, детских люлек, пояса охотника с пороховницей и мешочком.

В изделиях преобладает орнамент прямоугольной формы (прямые линии, квадраты, ромбы, прямоугольники). На некоторых вещах: тапочках, сумках, точки, круги, овалы, дуги, волнообразные линии, складывающиеся в полосы, звездочки и крестики. В настоящее время сущность народного шитья не изменилась. Сюжеты вышивок связаны с многочисленными растениями тундры.

Мотивы бисерных композиций - треугольники, овалы с заостренными концами, полукруги, круги разных размеров, кольца с расходящимися во все стороны лучами. Цвет вышивок: белый, красный, желтый, синий и зеленый. В сюжетах и цвете просматриваются переживание мастерицы, ее настроение, эстетический вкус.

Художественные изделия изготовляли в каждой семье.

Наибольшего совершенства у чукчей и эскимосов достигла художественная обработка кости - рисунок, барельеф и скульптура, истоки резьбы по кости древние. Первоначально это были скульптуры из кости оленя, моржа, кита, тюленя, собаки и птиц размером 2-8 см. Силуэты скульптур просты, фигуры животных обтекаемы, они украшались орнаментом из точек, коротких штрихов, завитков. Чукчи любили вырезать Пеликена. С этой скульптурой они связывали свои мечты. Пеликен - «добрый хозяин тундры», ходит всюду, его единственное оружие - посох, которым он колотит плохих людей. Кого поколотит, тот никому зла больше не причинит. Защищает слабых и обиженных. Скульптуру клали в маленький меховой мешочек, иногда вынимали, долго рассматривали, советовались, каялись в разговоре с «хозяином тундры». Просили Пеликена охранять селение, каждую семью, особенно детей, от злых духов, от болезней и разных бед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Географическое положение
Королевство Саудовская Аравия (араб. Аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия), государство на Аравийском п-ове в Юго-Западной Азии. На севере граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом; на востоке омывается Персидским заливом и граничит с Катаром и ...

Развитие письменности
Наряду с арабской у горцев в XIX веке развивалась собственная письменность. Около 1821 года соста­вил адыгскую (черкесскую) азбуку шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов. В конце 30-х годов XIX века Гра-щилевский создал черкесский алфавит, по кот ...

Проблема периодизации шишкинских петроглифов
Наибольшую проблему для исследователей представляет периодизация наскальных рисунков. Главными исследователями шишкинских петроглифов являются выдающийся советский археолог, академик АН СССР Алексей Павлович Окладников и иркутский ученый, ...