Культура местного населения

Страница 2

Почиталось взаимное гостевание. Оленевод-чукча ездил к другу - береговому чукче в гости, привозил подарки, обменивался мясом оленя, ремнями. Рядом с чужим гостем женщины сидели молча, вместе с детьми вели себя сдержанно. Детям громко смеяться не разрешалось. В традиции северных народов было хорошо принять гостя, накормить, уложить спать, одарить.

Не разрешалось детям много говорить в процессе охоты, при выполнении бытовых дел. Все в семье понимали друг друга исходя из ситуации, именно она указывал а, как нужно действовать, что дальше делать. Общались чукчи, строго придерживаясь этикета, выработанного в течение веков.

В воспитании большую роль играли предания. С их помощь дети осваивали правила поведения в семье, на охоте, в детском с обществе, познавали историю происхождения тотемных животных-взаимоотношения человека и природы. Все это формировало у детей привязанность к своему роду, территории и традициям.

Старики бережно передавали внукам характерные для коренных жителей Севера национальные черты: медлительность и неторопливость, вежливость и почтительность, корректность и деликатность.

Следует отметить, что народы Севера эмпирическим путем смогли найти такую модель воспитания детей, которая исторически оптимально сочетала в себе национально-особенное и национально-общее. Все это способствовало сохранению национальной общности самого народа. У народов Севера ребенок выступает как развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и врожденных задатков. Народный педагогический опыт был направлен на то, чтобы Ребенок быстрее стал саморазвиваться, стремился к удовлетворению своих потребностей, понимал, что, овладевая профессиональной деятельностью, он будет опорой в семье, общности в будущем.

Особое значение северные народы придавали устному народному творчеству, которое способствовало усвоению детьми образа мышления взрослых, помогало им шире познать окружающий мир. Сказки, легенды, рассказы, предания служили важным средством для обогащения речи детей новыми словами, осмысление которых выводило их мышление за рамки промысловых и бытовых представлений. Через устное народное творчество дети узнавали философию, традиции своего народа, обычаи, праздники. Они усваивали нравственные нормы, особенности языка и фольклора, самобытность своей культуры. Через сказки дети усваивали такие понятия, как «река», «море», «солнце», «гора», получали географические и астрономические знания. С особенностями своего края чукчи знакомились в процессе кочевого образа жизни, а сведения об отдаленных местах, особенностях солнечного или лунного затмения они получали из собственных наблюдений, подкрепленных рассказами, преданиями и сказками.

Сюжеты народных сказок и легенд нашли освещение и в книге «Новая жизнь древних легенд Чукотки» (Магадан, 1987). Уникальность книги в том, что в ней впервые представлен фольклор в гравировке по кости. В легендах сохранены древнейшие верования первобытной мифологии, когда животные почитались, считались хозяевами земли и помощниками «верхних людей», т. е. людей, умерших и продолжающих реальную жизнь на небе. По верованиям чукчей и эскимосов человек являлся частью природы, он объединял себя с животным миром, вступал в контакты со зверем, перевоплощался. Таким образом, возник языческий пантеон древних чукчей - ряд божеств.

В.Г. Богораз выделил восемь основных жанров чукотского устного творчества: рассказы «космогонического и мифологического» содержания, сказки о чудовищах кэле, шаманские рассказы, бытовые сказки, предания о войнах чукчей с соседними племенами и пришельцами-русскими, сказки о животных, заговоры, песни. Герои сказок - это брат и сестра, дети, женщина, богатырь, кэле - «злой дух», воспитатель-медведь, покровитель ворон Кутх, удачливый охотник, мальчик-сирота.

1. Космогонические сказки - это сказки о солнце, северном сиянии, небе. Например, у чукчей создательницей мира была женщина из Мамрохпака. Она удаляется в тундру, обретает чудесную силу и создает приморских и кочевых жителей, а также оленей и морских зверей (сказка «Игрушечный народ»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Университетский вопрос и формирование самосознания сибирской интеллигенции
История создания первого университета в Сибири восходит к тем временам, когда в Указе Правительствующему Сенату было опубликовано положение о строительстве ряда университетов и, в частности в Тобольске. П.Г. Демидов даже пожертвовал для э ...

Елим Павлович
Самой заметной фигурой среди наследников П.П. Демидова был его старший сын Елим Павлович, егермейстер высочайшего двора, Для своей карьеры он выбрал традиционное семейное поприще — службу в Министерстве иностранных дел. В канун февральско ...

Верх-Яйва
"Село Яйва прозвано по реке Яйве, над которою оно стоит; около сей реки места казалися быть тучнее и сушее и везде видны были пахотные труды", - записал Лепехин. Пахотные труды видны и ныне. Поля, долины речек, а стена тайги от ...