Культура местного населения

Страница 4

Через сказку чукчи старались развить детский ум, смекалку, находчивость. Во многих чукотско-эскимосских сказках прослеживается тема семейного воспитания. К идеям воспитания отнесены: любовь к маленьким детям, воспитание у детей милосердия, послушания, трудолюбия. В ряде заповедей, наставлений отражен «морально-педагогический кодекс» народа. Их цель - передача важных для воспитания детей народных традиций.

Огромную роль играли поверья и приметы, связанные с рыболовством.

Запреты регламентировали и промысел добычи зверя. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, считалось, что лишатся пищи духи воды и гор.

Отличительной особенностью загадок является их краткость и реалистичность в восприятии предметов и явлений окружающего мира. Солнце в загадках называют птицей, звезды - оленьим стадом, а месяц - пастухом. Отличаются загадки и построением: некоторые имеют форму вопроса: «Кто всегда за человеком следует?» (Тень.)

Декоративно-прикладное искусство чукчей и эскимосов как средство народной культуры наряду с произведениями устного народного творчества служило важным источником воспитания. Искусство способствовало социальной адаптации человека, что было особенно важно в условиях Крайнего Севера. Художественное творчество сплачивало людей, помогало им осознать себя частью единого общества, побуждало в древних людях творческое начало развивало воображение, приучало к упорному нелегкому труду. Эти качества были очень важны людям для выживания в арктических условиях.

На Чукотке сформировалась культура морских арктических зверобоев. Богатая мифология, фольклор, самобытное изобразительное искусство стали неотъемлемыми компонентами этой мощной культурной традиции. Не исключено, что во время культурного обмена художественные изделия чукчей и эскимосов попадали к людям, жившим в Восточной Азии и Северной Америке, а художественные традиции этих народов становились достоянием чукотских резчиков по клыку моржа. Таким образом, искусство Чукотки стало частью культурного единого процесса, развивавшегося в Тихоокеанском регионе, своеобразным мостом, соединившим Евразию с Америкой.

Искусство чукчей имеет три периода развития: первый период связан с обработкой кожи и меха, появлением в одежде, наскальных рисунках, в малой скульптуре орнамента строгой прямолинейной формы: второй - с появлением петроглифов и ритуальных рисунков на дереве, плоских скалах и больших камнях, пещерах и кости; к третьему периоду отнесены те изменения в декоративном искусстве, которые произошли в современной жизни малочисленных народностей.

Этническую специфику декоративного искусства определили своеобразные материалы, строгое разделение труда между мужчинами и женщинами, национальный орнамент, покрой одежды для взрослых и детей, вышивка, меховая мозаика, вырезание скульптурных фигурок из кости, дерева, камня, гравировка на клыке моржа.

Самым древним и распространенным материалом являются кожа и мех. Искусство художественной обработки изделий из кожи и меха находилось в руках женщин. Меховой одежде свойственна особая архитектоника. Эскимосы носили парки из шкурок птиц и камлейки из кишок морских животных, украшенные перьями птиц. а чукчи - из оленьей шкуры.

Свою верхнюю одежду чукчи называли «кэркэр». Чукчанки шиля кэркэр из темных или пестрых шкур оленя. Чукчи носят двойной кэркэр. Нижняя одежда изготовлена из шкур оленят, а верхняя шкур оленей, забитых поздней осенью. Нижнюю одежду шили ШеР стью внутрь, а верхнюю - наружу. В помещении женщины надеть камлейку из байки или ситца.

В комплект женской одежды входили меховые штаны, чулки, чулки из выделанной кожи тюленя, которые доходили до колен. Зимой на них надевали торбаса из камуса. Летом женщины носили нижний кэркэр мехом к телу. Вырез на кэркэре и рукава имели оторочку из собачьего меха или росомахи, украшались бисером, подвесками из ремешков, шнурков или сухожильных ниток, в которые вплетался крашеный мех. В плохую погоду можно было видеть женщину, занимающуюся домашними делами в таком виде: рука и плечо открыты, а пустой рукав кэркэра болтается сбоку. Корякские женщины украшали одежду мягкой опушкой из меха, эвенские - вышивкой из бисера. Мужчины поверх упомянутой одежды носили широкую рубаху до колен с капюшоном - кухлянку. Кухлянка - это глухая, без разреза спереди рубаха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Начало войны
Накануне Великой Отечественной войны на территории Саратовского Поволжья проживало более 2,4 миллиона человек (1,8 миллиона в Саратовской области и 0,6 миллионов - в АССР НП).В первые военные дни в городах и селах Саратовского края прошли ...

Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока
В связи с дальнейшим совершенствованием орудий труда наблюдается все большая специализация в хозяйстве местных народов. Выделение основных занятий происходило в тесной зависимости от природных условий. Племена, заселявшие внутренние район ...

Историография
Уже в XVIII в. проявился несомненный интерес историков к вопросам образования территории и географии древних поселений Северо-Восточной Руси. Определенное внимание проблеме формирования государственной территории уделил Н.М. Карамзин. Ег ...