Архитектура и градостроительство Кыргызстана

Страница 11

Проектирование и строительство общественных зданий ведется в 3-х направлениях: типовое проектирование и повторное использование, продолжение пластических традиций советской архитектуры и поиск новых индивидуальных ре шений. Для массового строительства школ, детских садов и яслей, магазинов, больниц и др., в основном, используются типовые проекты, раз работанные местными архитекторами и централь ными проектными научно-исследовательскими институтами Москвы, Ленинграда и др. респуб лик. Первая каркасно-панельная школа на 1176 учащихся была построена в 1973 по проекту арх. Р. Кима и инж. И. Снычкова, разработана и внедрена типовая серия детских дошкольных уч реждений (арх-ры А. Цевменко, Л. Спектор). На основе повторного применения ранее разработанных проектов построены кинотеатр «Россия» (1963, арх-ры С. Чечик, П. Мочульский), драматический театр в Оше (1974, арх-ры Ф. Евсеева, М. Евсеева), во Фрунзе: здание цирка (1976, арх-ры Л. Сегал, В. Шадрин, А. Нежу рин, присуждена премия Совета Министров СССР), Дворец спорта (1974, арх-ры В. Кос тин, В. Марунов), универмаг «Айчурек» (1974, арх-ры Б. Соболевский, Ю. Пересветов), кино театр «Манас» (1970, арх. А. Головонов) и др.

Типология общественных зданий и сооруже ний в этот период была значительно расширена и пополнена своеобразными архитектурными решениями. Построены интересные по пласти ке с выразительным архитектурным образом му зеи В. М. Фрунзе (1967, арх-ры Ю. Карих, Г. Кутателадзе), изобразительного искусства (1974, арх-ры Д. Ырыскулов, А. Жекшенбаев, В. На заров, инж. А. Юсупов), главный выставочный павильон ВДНХ (1974, арх-ры В. Лызенко, А. Не- журин, присуждена премия Ленинского комсо мола Киргизии). Особенно выделяется компо зиционный замысел и пластика здания Кыргыз ского гос. музея изобразительных искусств, авторскому коллективу к-рого в 1976 присужде на Гос. премия им. Токтогула Сатылганова.

В этот период в архитектурно-художествен ном формировании улиц, площадей, скверов важную роль приобретает возведение мону ментальных памятников. Памятник Тоголоку Молдо, установленный в центре сквера между ул. Московской и Боконбаева (1963, скульптор О. Мануйлова), памятник Т. Сатылганову воз ле театра оперы и балета (1974, художник Г. Ай тиев, арх. А. Исаев), памятник М.В. Фрунзе, сооружённый на площади железнодорожного вок зала (1970, скульптор Л. Дубинский, А. Пося- до, арх-ры Е. Вулых, В. Хавин, А. Исаев), и др. продолжили к этому времени традицию со ветского монументального искусства. Удачное размещение и комплексное пространственное формирование градостроительства узла на пере сечении бульвара Молодой Гвардии и пр. Чуй свойственно двум произведениям монументаль ного искусства: памятнику героям-комсомольцам старшего поколения (1963, скульптор В. Пуз ревский при участии Т. Тупого, арх. А. Кор жемпо) и Аллее героев (1975, арх В. Курбатов, скульпторы Т. Садыков, А. Мухатдинов, В. Шес- топал, Т. Тупый, 3. Хабибулин, Т. Досмагам-бетов). Сдержанный композиционно-пластиче ский язык и найденные соразмерные пропорции Монумента Дружбы (1974, скульпторы Т. Сады ков, 3. Хабибулин, арх. А. Нежурин), несколь ко диссонируют с эксцентричным размещением его среди крупных общественных зданий и от крытых пространств. Начиная с 60-х годов раз личные объекты ландшафтной архитектуры ста новятся непременными атрибутами городской среды и природных зон. Разрозненное и мало развитое озеленение участков города превраща ется в систему взаимосвязанных ландшафтных об разований, что существенно улучшило экологи ческое состояние и эстетическое качество город ского пространства. В середине 70-х годов во Фрунзе имелось 17 парков, 22 сквера, 2 бульва ра и 4 лесопарка. В 60-х и 70-х годах возросло внимание к малым архитектурным формам: бас сейнам, фонтанам, беседкам, лестницам, деко ративным стенкам и др. В 1976 р зап. Стороны ЦУМа была организована благоустроенная пло щадка с фонтанами, малыми архитектурными формами, озеленением. Эта работа на все союзном конкурсе была удостоена диплома пер вой степени Союза архитекторов СССР (арх-ры A. Солтобаев, Р. Мухамадиев, Ю. Тагиров, Б. Афиджанов).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Похожие материалы:

Фрески и стенопись
Живопись 18 века представлена главным образом фресочной живописью и стенописью в храмах. Остановимся на описании фресок церкви Иоанна Предтечи в Рощенье[8]. Внутри церковь украшена фресками, выполненными в 1717 г. ярославскими мастерами ...

Калейдоскоп «литературных» улиц нашего города
Улица без названия Как человек без имени, Как любовь без страдания, Как слеза без причины… Рассмотрим историю некоторых улиц Улица Бажова Небольшая улица П.П. Бажова до 1954 года носила имя М. Горького. Она соединяет между собой про ...

Обед с богами
О феномене марийского язычества заговорили еще более 20 лет назад. Этнографы признаются, что только один национальный народ в России смог практически полностью сохранить свои корни, быт, культуру и даже религию – и это марийцы. Один из с ...