Архитектура и градостроительство Кыргызстана

Страница 14

По результатам проведённого в 1993 Между народного конкурса жюри отобрало из представленных проектов работу группы архитекторов в составе Д. Омуралиева, О. Байтикова, М. Отун чиева, Ж. Исакова. Архитектурный комплекс «Манас айылы» расположен в юж. части города возле гостиницы «Ысык-Кёл», площадью 6 га, представляет собой сложное многофункциональ ное образование, предназначенное для проведе ния общенациональных праздников, культурно- массовых мероприятий горожан. Посетителей «Манас айылы» у главного входа встречают «кырк- чоро», сподвижники Манаса в виде 40 скульп тур. За торжественными воротами организована узорчатая площадь с декоративной композицией «Кырккыз». Центральную часть комплекса за нимает площадь «Шырдак», состоящая из ис кусственных холмов с мифическими крылатыми скакунами Ак-Кула и Тайтору, а также монумент «Санжыра», символизирующий древо жизни кыр гызов.

Основную церемониальную дорогу, к-рая яв ляется композиционной осью, завершает «Хан ская ставка». Она представляет собой холмистую площадку, где возвышаются каменные юрты (одна большая, три маленькие) и символизирует ми ровую гору; под холмом находится Центр по изу чению эпоса.

Композиционной вертикальной доминантой комплекса является 45-метровая башня «Тавро Манаса» обозреваемая со всех сорон на большом расстоянии. Башня изобилует архитектурными символами и метафорами, где просматривается образ воина Манаса, крепко стоящего на ногах, отмеченного небесным камнем, в окружении своих потомков.

Для достижения архитектурно-художественной выразительности комплекса широко использова ны приёмы геопластики. С помощью искусст венно созданного рельефа — террас, холмов, зем ляных валов, пандусов, лестниц, амфитеатра спланирован своеобразный ландшафт гористой местности. Среди отделочных материалов при менены галечники, гранитные плитки «сары-таш». В будущем предусмотрено расширение комплекса с включением центра нац. игр, сада, камней, комплекса скульптур великих людей Кыргызстана.

На международном конкурсе за лучшие про изведения архитектуры и градостроительства в странах СНГ в 1997 решением жюри комплекс «Манас айылы» удостоен высшей премии Гран- при Международного фонда архитекторов.

Архитектурный ансамбль «Манас ордосу» (арх- ры Г. Асылбеков, Д. Омуралиев, О. Байгожоев, А. Алсеитов, М. Отунчиев, Ж. Исаков) воз ник на основе пространственного развития священного исторического места, где у подножия Кароол-Чоку находится кюмбёз Манаса, некро поль с садом и здание музея (арх. Э. Нурбеков).

Путь к ритуальному поселению «Манас ордо су» начинается с обелиска «Ак шумкар», уста новленного при подъезде к ансамблю. В отли чие от компактно спланированного «Манас айы лы» данный ансамбль пространственно органи зован в виде последовательно расчленённой лан дшафтно-парковой композиции с аллеей, веду щей по оси в восточном направлении к основ ным достопримечательностям. Три арки на пи лонах в образе пламени служат в качестве глав ных ворот, за к-рыми предусмотрено прохожде ние по символическому мосту, обрамлённому де коративными щитами и пиками воинов Манаса.

В комплексе интересно решена архитектура здания «Тулёкана» с полуовальным дворовым пространством, предназначенная для жертвоп риношения и ритуальной трапезы. Здесь башен ный входной элемент соединён с айваном и цен тральным распределительным узлом, вокруг к- poro размещены 3 большие и 7 малых гостевых помещения. В парковой зоне для паломников, регулярно посещающих кюмбёз Манаса, возве дено специальное здание «Бюбкжана», где они знакомятся с методами традиционной народной медицины у шаманов и экстрасенсов. Вокруг квадратного в плане зала веерно расположились три изолированные зоны для проведения сеансов лечения. Архитектурная форма здания на поминает старинную ханаку — место для уеди нения средневековых отшельников. Сев. под ножие горы Кароол-Чоку отведено для организации массовых нац. праздников (конных состя заний, театральных представлений). Вокруг ат-майдана (ипподрома) спланированы площадки, предназначенные для юрточного айыла. Во вре мя празднования 1000-летия эпоса «Манас» здесь был создан айыл из 1000 юрт. В традициях нац. архитектуры спланированы здания чайханы, ме чети, административно-хозяйственные сооруже ния и малые архитектурные формы.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Похожие материалы:

Структура цыганской общины
Социальная структура цыганской общины - это практически структура касты. Поскольку традиционная форма социальной организации лучше всего сохранилась у цыган-лудильщиков (кэлдэраров), будет правильным рассматривать её функцирование именно ...

Выводы
обряд календарный фольклор заговор кубань В патриархальном обществе календарный праздник был связан с культом, обрядами и выполнял функцию регуляции эмоционального состояния и коллективного опыта. В обрядовом фольклоре закодирована идеол ...

Традиционный быт удмуртской семьи
Жилище.Одним из основных элементов культуры является жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющим является рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточно широко феодальные отношения стали развиваться ...