История создания улиц в Нижнем Тагиле

История тагильских улиц составляет неразрывную часть истории Нижнего Тагила, одного из старейших поселений Тагильского Зауралья. Названия первых улиц Нижнетагильского селения впервые упомянуты Вильгельмом де Геннином, возглавившим горное управление на Урале.

Первые улицы заводских поселков располагались на берегах рек Тагил и ее притоках – Выи и Рудянки, в непосредственной близости от заводов и рудников.

В 30-е годы XVIII века в Нижнетагильском поселке было всего три улицы:

· Ерзовка – на правом берегу реки Тагил,

· Тагильская – левом берегу, поблизости от Нижне-Тагильского завода,

· Рудянская на реке Рудянка около Высокогорского железного рудника.

А в «отписках», относящихся к сороковым годам XVIII века, уже названы пять улиц: Нижняя и Верхняя Ерзовки, Нагорная, Большерудянская и Тагильская.

В 1757 году в Нижне-Тагильском поселке было уже 8 улиц:

· Старая Тагильская

· Новая (Верхняя) Тагильская

· Большерудянская

· Верхнерудянская

· Нижняя Ерзовка

· Верхняя (средняя) Ерзовка

· Верхняя (Нагорная)

· Нижняя (Невьянская)

На застройку поселения и планировку его улиц оказывали как природные, так и антропогенные факторы. Проявлением антропогенного фактора можно считать, прежде всего, заинтересованность правительства и первых частных заводчиков Демидовых в использовании уникального Высокогорского рудного месторождения. Именно оно определило место основания Нижне-Тагильского заводского поселения.

При прокладке трактов и улиц приходилось учитывать сложный рельеф местности. Первые улицы Тагильского поселения появились там, где не было серьезных естественных препятствий – относительно высоких гор, заболоченных речных берегов. Улица, по которой проходил первоначально Главный заводской тракт, была «Отодвинута от берегов Тагила». Сам тракт, благополучно преодолев небольшую речку Рудянку (возле плотины пруда), в дальнейшем круто поворачивал на восток. Так получился «тагильский криуль». А это, в свою очередь, определяло расположение соседних улиц – Напольной и Банной (Горной). Существенно повлияла на планировку гальянских улиц Лисья гора (поворот Плешковой улицы). Улицы рудного района, начиная со старейшей Больше-Рудянской, застраивались параллельно проходившей здесь речки Рудянки.

Природный фактор во многом определял границы Нижне-Тагильского завода в разные периоды его истории.

К началу XX века Нижнетагильское селение насчитывало уже несколько десятков улиц, многие из них именовались одинаково, и различали их по порядковым номерам. Например, в 1906 году существовало три Кладбищенских, четыре Введенских.

А со временем основания Нижнего Тагила заводского поселения, в процессе переименования или ликвидации улиц использовались около 1000 названий улиц.

Улицы постепенно меняли имена: жителей уже не устраивало названия демидовских времен, не подходящих для новой истории.

Исконные первоначальные улицы заводского поселения исчезают, и названия улиц также забываются.

Каким путем пойдет изменения и названий улиц города Нижнего Тагила?

Необходимо больше названий, связанных с историей нашего города.

Сейчас периодически обновляют аншлаги с названиями улиц, они приобретают стандартный и эстетический вид.

Город труб, заводов город

Город стали и огня

Жили здесь отцы и деды

Здесь – история моя.

Я в глазах твоих – озёрах

Вижу неба синеву

И по улицам – ладоням

тёплым вечером иду.

Здесь броня страны ковалась

В годы тяжкие войны

Богу сердце отдавалось

По заветам старины.

Вечно юный, вечно древний

Город – труженик, герой

Никогда нам не расстаться!

Буду я всегда с тобой!

Так пишет Марина Давыдова о нашем любимом городе

Похожие материалы:

Исторические данные о переселении и дискуссии греков в Приазовье
Прошло более двух веков, как греки поселились в Приазовье. Однако до сих пор не только не написана история их жизни в Приазовье, но остается много спорных вопросов по самому, казалось бы, исследованному из них – переселению из Крыма в При ...

История происхождения деревни Первомайская
Деревня Первомайская известна с 15 столетия. Первоначальное ее название было Забалатье. Название хорошо отражало природные особенности этой местности, но создавало много путаниц, неудобств. Дело в том , что в 10 км. от Забалатьи располаг ...

Транспортное оленеводство в хозяйстве эвенков
Типы оленеводства: эвенкийский - малооленный и орочонский - многооленный. В связи с расширением охотничьих угодий при сохранении традиционного пешего способа опромышления эвенки были вынуждены более интенсивно развивать оленеводство и шир ...