Астрахань в годы ВОВ

Страница 4

В историю тех грозных испытаний вписан героический подвиг экипажа теплохода «Память товарища Войкова». В один из рейсов между Астраханью и морским рейдом с тремя баржами фашистская бомба перебила буксирный трос, повредила бортовую часть и поперечную переборку баржи. Баржа загорелась, тогда капитан теплохода А.А. Лупников приказал расчалить движущиеся по инерции баржи и отвести в сторону горящую. Пожар был погашен. За самоотверженный труд и проявленный героизм при спасении каравана все члены экипажа были награждены ценными подарками, 10 человек из них во главе с капитаном были награждены значками «Почетный работник морского флота».

В годы войны самоотверженность и мужество проявили коллективы судов «Полтава», «Коллективизация», «Самокритика», «Громобой», «Уральск», «Гаситель» и другие.

В условиях приближающегося к Астрахани фронта возникла серьезная угроза запасам горючего и смазочного материала, находящимся на городских нефтебазах, которые постоянно бомбила авиация противника. Для вывоза нефтепродуктов в безопасное место был сформирован караван барж, отправившийся по Северному Каспию в направлении Гурьева. Однако большая осадка груженых барж не позволила провести их вверх по мелкому фарватеру Урала. Тогда коллективы пароходов, барж, нефтеперекачечных станций организовали перекачку нефтепродуктов в Гурьев, проложив по льду нефтепровод.

Бывший секретарь Сталинградского обкома ВКП(б) А.С. Чуянов в воспоминаниях «Сталинградский дневник» свидетельствует: «Из Астрахани вверх по Волге предстояло вывести 9,7 миллиона тонн нефтепродуктов. Это была задача большой государственной важности. Первоочередной задачей, стоящей перед астраханцами, было завести в Москву 350000 тонн высокосортных нефтепродуктов и в верховье Волги и Камы ИЗО тонн бензина».

Несмотря на исключительно тяжелую обстановку, волжский флот перевез для фронта и тыла в 1942 г. на участке Астрахань-Сталинград 3 млн. 800 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, сотни тысяч тонн хлеба, соли, угля, хлопка и др. грузов.

В период битвы на Волге речным флотом было переправлено на оба берега 543 тыс. человек военного и гражданского населения, 29,4 тыс. автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 149 тыс. тонн боеприпасов, вооружения и продовольствия, эвакуировано из опасной зоны 1 млн. 874 тыс. голов скота, 3,5 тыс. сельскохозяйственных машин.

За проявленную доблесть и самоотверженность 251 работник пароходств «Волготанкер» и «Рейдтанкер» в навигацию 1942 г. были отмечены правительственными наградами, 54 человека награждены Военным Советом Сталинградского фронта орденами и медалями.

В целях обеспечения безопасности судоходства на участке рейда Астрахани в августе 1942 г. была создана военизированная флотилия. Более 56 баркасов, моторных рыбниц, сейнеров вошли в ее состав.

Для поддержания бесперебойной работы флота по выполнению военных и народнохозяйственных перевозок, сохранения грузов и плавучих средств от минной опасности Астраханский ГКО в своем постановлении №187 от 3 августа 1942 г. просил ГКО СССР выделить дополнительные единицы вооружения и авиации, военных катеров и тральщиков. В результате принятых мер была усилена охрана Астрахани и рейда.

Охрану р. Волги обеспечивал отряд бронекатеров и тральщиков Астраханской военно-морской базы Каспийской военной флотилии. С воздуха астраханский оборонительный обвод прикрывала 289 штурмовая авиационная дивизия, действовавшая в тесном взаимодействии с истребительной авиацией Астраханского дивизионного района ПВО.

За патриотический труд в период войны около 8,5 тысяч речников были награждены орденами и медалями СССР Многие работники речного транспорта находились в армии и Военно-морском флоте. Двадцать человек из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Перевозки водного транспорта во многом зависели от работы судоремонтных заводов. Перестраиваясь на военный лад, судоремонтные заводы подчинили всю свою деятельность интересам фронта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

Происхождение северо-самодийских народностей
Проблема происхождения, формирования и этнического развития северо-самодийских народностей длительное время решалась почти исключительно на лингвистических данных. Поскольку они не были подкреплены материалами других наук, то не редко тра ...

История цыган
Ранняя история (VI - XV века) Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии в VI веке группой около 1000 человек. Предположительно, по обычаю того времени они были подарены в качестве придворных музык ...

Шаманизм в Забайкалье
Манекен шаманки. XIX в.Отношение эвенков к природе и окружающему миру нашло свое отражение во множестве запретов, поверий и обрядов, пронизывающих все стороны хозяйственной жизни. В большинстве обрядов главную роль играл шаман как посредн ...