Астрахань в годы ВОВ

Страница 1

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. явилась труднейшим испытанием, наиболее тяжелым периодом в истории нашей страны. Астраханцы, как и весь советский народ, с первых дней войны мобилизовали усилия на оказание помощи фронту, на создание новых резервов для действующей армии. Уже 22 июня 1941 г. в округе был рассмотрен вопрос о проведении военной мобилизации. Руководителям промышленных предприятий, транспорта, учреждений вводились в обязанность организация своевременной замены уходящих в армию и налаживание бесперебойного производственного процесса во всех отраслях хозяйства.

С утра 23 июня в округе началась мобилизация. Во все военкоматы хлынул поток заявлений с просьбой добровольно зачислить в Красную Армию. Заявления подавали астраханцы различных национальностей, пола, возраста и профессий, в том числе молодежь непризывного возраста. О готовности сражаться с оружием в руках заявляли целые производственные коллективы. Такие решения, принимаемые на митингах предприятий, публиковались в газетах, о них сообщалось в радиопередачах.

3 июля 1941 г. по радио выступил И.В. Сталин. В своей речи он объяснял причины отступления Красной Армии, оправдывал предвоенный союз с Германией, давал оценку начавшейся войны как ведущейся на уничтожение. Важнейшей частью речи был план конкретных мер, направленных на «немедленную перестройку всей нашей работы на военный лад». В основу его легла директива Совнаркома и ЦК партии от 29 июня 1941 г.

В основу перестройки был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства.

Отступление Красной Армии и утрата в столь короткий срок промышленно развитых районов ставили в особые условия ряд регионов, находящихся в отдалении от линии фронта, в том числе и Астраханский округ.

Находясь на стыке водных и железнодорожных путей, являясь воротами на Кавказ и в Среднюю Азию, Астрахань в период войны имела большое стратегическое значение. По объему перевозок Астраханский порт не уступал крупнейшим портам Советского Союза. Здесь проходила перегрузка хлеба, хлопка, перекачка нефти и других важных грузов с морских судов, идущих с Каспия, на речные, направляющиеся вверх по Волге вглубь страны.

Всенародная помощь фронту приняла широкие размеры с первых же дней войны. Местные партийные, государственные и общественные организации мобилизовали всех астраханцев на выполнение производственных планов на нужды войны.

По всем предприятиям, колхозам и совхозам, учреждениям и учебным заведениям прокатилась волна митингов и собраний. Рабочие, колхозники, служащие, студенты в своих выступлениях давали клятву сделать все для того, чтобы защитить свободу и независимость Родины, приложить все усилия для быстрейшего разгрома врага. Старейший кадровый рабочий, мастер котельного цеха завода им. X годовщины Октябрьской революции А.А. Калинушкин, выражая мысли и чувства всех астраханцев, на городском митинге заявил: «Завод, на котором я работаю четверть века, - мой завод. Своими руками пускал я в ход некоторые его агрегаты. Фашистские изверги хотят отнять у советского народа его добро, хотят поработить нас. Этому не бывать никогда! Своего сына я тоже проводил в ряды бойцов действующей армии, а теперь и сам готов взять оружие в руки для защиты нашей великой Родины. Клянусь, что жизни своей не пожалею, но врагу пощады не дам!»

Подобные искренние заявления были характерны для всех астраханцев. Они свидетельствовали о их благородном порыве отдать все силы во имя спасения Родины.

В Красную Армию добровольно вступили сотни астраханцев. Только за шесть месяцев в армию ушло 36% состава окружной партийной организации, более 600 комсомольцев были направлены в десантные войска ВВС. 886 коммунистов и около 10 тыс. комсомольцев послала Астраханская городская парторганизация на защиту Сталинграда и другие участки фронта в 1942-1943 гг.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Состояние межэтнических отношений
Этнокультурное пространство нашей страны отличается тем, что Россия также, как и СССР, сложилась как государство полиэтничное и многокультурное. Этническое «небольшинство» - это, прежде всего, народы, живущие на «своей» территории, даже е ...

Андрей Павлович Зенков в истории города Алматы
История Верного, этапы его строительства неразрывно связаны с династией Зенковых. Павел Матвеевич Зенков – выходец из Тобольской губернии, прибыл в Верный вместе с семьей в 1867 году. Имея опыт строительной деятельности, «вольный архитект ...

Обед с богами
О феномене марийского язычества заговорили еще более 20 лет назад. Этнографы признаются, что только один национальный народ в России смог практически полностью сохранить свои корни, быт, культуру и даже религию – и это марийцы. Один из с ...