Астрахань в годы ВОВ

Страница 5

Прифронтовая обстановка, частые налеты вражеской авиации вынуждали рассредоточить флот и проводить его ремонт во многих отстойных пунктах.

25 мая 1942 года к причалу завода им. Ленина была поставлена на ремонт баржа «Свияга». По плану на ее ремонт отводилось 2,5 месяца. Однако руководство завода разработало график работ на 30 дней. Через 30 дней «Свияга» вступила в строй. В сокращенные сроки были отремонтированы баржа «Амазонка», теплоходы «Калмык», «Андреев», «Манычстрой» и другие.

Все судоремонтные заводы Астрахани наряду с выполнением государственного плана судоремонта выполняли и специальные военные заказы, имевшие особо важное оборонное значение.

Трудности войны наложили отпечаток на работу железнодорожного транспорта. Приспосабливать перевозки к возраставшим потребностям фронта и тыла приходилось в исключительно тяжелых условиях. Ухудшилось материально-техническое снабжение железных дорог, поскольку промышленность прекратила выпуск вагонов и магистральных паровозов. Налеты вражеской авиации совершались на широком фронте и на большую глубину. Часть железнодорожных магистралей была разрушена. Такая участь постигла железнодорожную магистраль Москва-Курск-Харьков-Ростов, а затем Юго-Восточную железную дорогу, связывающие южные районы с центром страны. В этих условиях крайне необходимо было наладить бесперебойную связь Астрахани со Сталинградом и другими территориями. Волжский речной путь не позволил осуществлять перевозки оперативно и в достаточных объемах. Исправить ситуацию должно было строительство и пуск в эксплуатацию железнодорожных магистралей Владимировка-Сталинград и Кизляр-Астрахань, имевших важное стратегическое значение.

12 сентября 1941 г. правительство принимает решение о строительстве железной дороги протяженностью 180 км. с паромной железно-дорожной переправой через Волгу. Окончание строительства намечалось на конец 1941 г. Велось оно почти при полном отсутствии средств механизации нормальных бытовых условий. На строительстве дороги ежедневно были заняты 25 тысяч рабочих, преимущественно женщин, и около 3000-3500 подвод.

Строительство первой очереди дороги было окончено 27 декабря 1941 г. Начальник Сталинградской железной дороги т. Воевудский телеграфировал наркому путей сообщения: «Пробный поезд №942, весом 520 тонн, паровоз серии III 3542 отправился 27 декабря со станции Паромная в 17 час. 30 мин. и 28 декабря прибыл благополучно на станцию Ахтуба Рязано-Уральской железной дороги в 1 час. 45 мин.». После пробного пробега поезда дорога была сдана в эксплуатацию при отсутствии телефонной связи, водоснабжения, станционных служебных помещений. Работы по строительству второй очереди проводились всю зиму и весну 1942 г.

К концу 1942 г. было завершено строительство железной дороги Астрахань-Кизляр протяженностью 344 км, связывающей Астрахань с Закавказьем и Кавказом.

Железнодорожники Астрахани для ускорения работы на железнодорожном транспорте применяли передовые методы труда - скоростное формирование и вождение тяжеловесных составов, пробег без пополнения топлива и водой, безотцепочный ремонт вагонов, сокращенные интервалы движения поездов ниже допускаемых техническими правилами.

В течение августа 1941 г. 77% паровозов работали без захода на межпоездный ремонт, машинисты водили поезда на повышенной технической скорости. На железных дорогах вводились военные графики движения, устанавливался строгий режим светомаскировки.

Для прикрытия и охраны железнодорожных мостов и переправ Астраханский ГКО в августе 1942 г. обратился к заместителю наркома обороны Хрулеву с просьбой выделить необходимое количество активных средств ПВО - зенитных орудий, пулеметов, самолетов для патрулирования по линии Астрахань-Кизляр и Астрахань-Баскунчак. Кро-ме того, необходимо было как минимум два бронепоезда - один по линии Астрахань-Кизляр и другой - Астрахань-Ахтуба для охраны движущихся составов. Особое внимание обращалось на охрану железно-дорожных мостов - Болдинского, Бузанского, Ахтубинского и Астраханской железнодорожной паромной переправы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие материалы:

Начало ХХ века
В период летнего наступления кайзеровских войск в августе 1915 года Щучин был захвачен, ориентировочно в 20-х числах. В течение почти четырех лет жители местечка подвергались жестокой эксплуатации. Оккупационные власти вывезли оборудовани ...

Новозыбков
Одним из таких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевская церковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошо сохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинц ...

Состояние Смоленской епархии в 1944-1945 гг.
В сентябре 1943 г., сразу после оккупации, Смоленская епархия была соединена с Калининской (Тверской), которые возглавил архиепископ Калининский и Смоленский Василий (Ратмиров).[131] Личность этого Владыки очень неоднозначна: в 1922-1941 ...