Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.

Страница 4

В начале 30-х годов настоятелем Александро-Невской был отец Всеволод Черепанов, перешедший сюда из Введенской церкви. Здесь же служил регентом его сын Леонид. Судьба его трагична. До революции Леонид окончил Пермскую духовную семинарию, был назначен в Скорбященский монастырь священником. Это был один из самых энергичных и страстных проповедников Тагила. Послушать его слово проходили люди из самых дальних сторон. В 1918 году он был посвящен в сан епископа под именем Льва. В начале 20-х годов Лев приложил немало сил в попытке спасти от разорения Скорбященский монастырь, но это ему не удалось. В 1925 году был арестован, отбывал срок на севере, вернулся в 1932 году, но служить ему не разрешили, поэтому он был вынужден согласиться на место регента (руководителя церковного хора) в Александро-Невской церкви.

20 мая 1939 года президиум горсовета принял постановление о закрытии Александро-Невской церкви. В постановлении говорится о ходатайстве граждан Ленинского райсовета в количестве 6000 человек, чтобы передать церковь под кинотеатр. Но требовалось еще утверждение этого постановления облисполкомом. Такое решение облисполком принимает почти через год, в марте 1940 года. Документ этот был получен в Тагиле одновременно с указанием облфинотдела об изъятии всего церковного имущества. В этом документе учтено все: колокола, языки от колоколов, золочанку и серебрянку, учтенную в квадратных метрах, ризы с икон, чаши, медные монеты, имеющие музейное значение. Ковры и дорожки, салфетки и столы, стулья и чехлы от них. Неучтенными остались лишь книги и иконы, они никакой цены для облфинотдела не имеют, поэтому не учитываются.

По воспоминаниям старожилов, иконы, с которых были содраны ризы, рубили топором на дрова, и кое-кто из плачущих старух утаскивали эти покалеченные иконы по домам. А кому-то удалось унести и недорубленную икону. Так дожила до наших дней, вернулась в церковь икона прекрасного письма - «Покров Пресвятыя Богородицы». Почти пятьдесят лет иконе пришлось жить в качестве столешницы, ликом вниз. Точно также поступали с книгами. Если крышки переплета покрыты металлом – металл брали для сдачи во вторцветмет, книгу разрубали и отправляли в печь. Она из книг - «Библия» 1757 г. издания случайно уцелела от кремирования и вернулась недавно в церковь. У книги перерублена только верхняя крышка переплета. То, что своими действиями облорготдел нарушал закон, никого не беспокоило. А ведь в соответствии с постановлениями Президиума ВЦИК и СНК РСФСР, принятым в 1929 году к фактическому изъятию церковного имущества и ликвидации церкви можно было приступать только по истечению 15-дневного срока после объявления решения облсовета. 15 дней дается верующим для обжалования этого решения в Президиум ВЦИК. По-видимому, такая жалоба в Москву была послана, так как окончательное решение судьбы церкви приходит уже из Москвы. Президиум ВС РСФСР 6 июля 1940 года утвердил решение облисполкома о закрытии Александро-Невской церкви и передал здание исполкому Нижнетагильского горсовета для переоборудования его под кинотеатр. Конечно, никакого кинотеатра в церкви устроено не было. В начале 40-х годов возникла идея устроить там гараж. Была сломана паперть, разобран пол, чтобы ничто не мешало въезду автомашин в церковь. Однако дело не довели до конца, может, помешал узкий дверной проем или отсутствие достаточного количества автомашин и сравнительная удаленность церкви от предприятий.

В начале 30-х годов закрыли и Свято-Троицкую церковь. Сбросили кресты и колокол, сбили и уничтожили настенные росписи, сломали резные царские врата. Все убранство церкви погрузили и увезли. В церкви устроили продовольственный склад, а потом отдали под гараж Высокогорскому руднику, потом в церкви размещался домостроительный комбинат.

Революционные события привели к закрытию и Скорбященского женского монастыря. Произошло это 10 ноября 1920 года. В этот день Председатель совета трудармии потребовал от Нижнетагильского уездного исполкома освободить монастырь от монахинь для размещения на его территории лагеря принудительных работ. Монахини были выселены, и 23 ноября в монастырь уже разместили 420 заключенных. Однако монастырское хозяйство, как образцовое, решено было сохранить. 16 ноября уездный исполком постановил на основе созданной ранее из послушниц монастыря трудовой общины организовать женскую трудовую коммуну «Улей». Члены ее жили на улице Тагильской. Монахини бывшего монастыря как лишенные избирательных прав не могли состоять в коммуне. Через год после открытия, 30 ноября 1921 г. уездный земотдел постановил реорганизовать коммуну в кооператив, а 9 декабря коммуну решено было ликвидировать. По свидетельству игуменьи Марии, монахини разъехались по разным местам, в основном, вернулись в родные деревни, некоторые вышли замуж. Несколько человек осталось в самом Тагиле и в окрестных селениях, но и они встречались друг с другом редко, как правило, в церкви.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Декоративно-прикладное искусство
Великоустюгская (северная) чернь Всемирную славу Великий Устюг приобрел знаменитой «северной чернью». Наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко[10]. Чер ...

Ссыльные, несущие свет знаний в сибирскую глубинку
История Омска, как и большинства других сибирских городов, неразрывно связана с историей политической ссылки. Без учета влияния политических ссыльных нельзя понять ни становления сибирской интеллигенции, ни особенностей общественной жизни ...

Обряды интеграции ребенка в мир людей
Только что родившийся ребенок, по представлениям хакасов, еще не обладал всеми характеристиками человека. Для того чтобы он обрел этот статус, нужно было ввести его в мир людей. Для этого следовало дать ребенку имя, сшить ему одежду (обяз ...