Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.

Страница 5

Несколько дольше сохранился основанный одновременно с коммуной церковный приход. 16 ноября 1920 года состоялось его первое заседание, на котором около 270 прихожан постановил сохранить за собой монастырские храмы. Но 23 ноября, когда в лагерь привезли заключенных, храмы закрыли и обнесли заграждениями. Прихожане все-таки добились своего и 4 января 1921 года получили от уездного исполкома разрешение проводить богослужения в храме. Летом 1922 года лагерь закрыли в связи с нерентабельностью и высокой смертностью заключенных. Имущество и земля были переданы в распоряжение уездного отдела народного образования для создания на этой базе детского городка. Такую идею пробивал педагог Исидор Васильевич Яшников, таким образом, он решил расширить работу школы-коммуны № 2 и собрать в одном месте до 225 детей из различных детских домов Тагила. Открылся городок 5 декабря 1922 года. Если начальство бывшего концлагеря мирно уживалось с церковным приходом, то жители детского городка сразу выбрали стратегию, направленную на его закрытие. Уже 22 декабря они жаловались управляющему Уральской облконторой по делам кустарной и мелкой промышленности и промысловой кооперации М. Суворову на то, что монахини и прихожане обзывали их, стращали божьими карами, и что им очень мешали колокольный звон и производимые на кладбище при церкви похороны. Еще одно письмо педагоги направили уже в Нижнетагильский исполком 11 января. Документ был составлен по результатам общего собрания педагогов и детей городка, на котором требовали закрыть приход и передать церкви в их распоряжение, обосновывая эту просьбу недостатком помещений для работы и жилья. Сайт о выживании

Прихожане также несколько раз обращались к властям, настаивая на том, что церкви нужны живущим в этом районе железнодорожникам, к тому же рядом с ними располагались два кладбища. Последнее письмо подписали тогда около 350 человек. Назревал конфликт. Дело поручили культсекции горсовета, 3 февраля на заседании секции большинством голосов храмы решили передать детскому городку. Также было проведено заседание профсоюзов железнодорожников, для соблюдения законности. Перед голосованием произнесли установочную речь о пролетарских детях-сиротах и о светлом будущем. Результат большинство проголосовали за передачу храма. Окончательное решение было принято Нижнетагильским горсоветом 30 марта 1923 года, который исходя из интересов воспитания детей, постановил церкви немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу утвари и имущества, а полученные деньги потратить на Детский городок. Отсутствие официальной регистрации прихода, которой не сумели добиться верующие, упростило процедуру.

Последние сведения о тагильских монахинях относятся к февралю 1932 года, времени уже ничем не прикрытых репрессий по отношению к церкви. Тогда в Тагильском и Верхотурском районах осуществлялась агентурная разработка ОГПУ под кодовым названием «Историческая гниль». В ее ходе были арестованы 10 монахинь, которых обвинили в бытовых разговорах о том, что при царском режиме не было очередей, церкви не закрывали и верующих не заставляли отказываться от своих убеждений. В итоге трем монахиням дали по три года ссылки в Казахстан и Сибирь, а остальных освободили за не доказанностью состава преступления.

Процесс закрытия церквей развернулся широко, волнения верующих рассматривались как кулацкие мятежи и подавлялись со всей жестокостью, этот процесс проходил в годы коллективизации и продолжался все последующее время вплоть до 1941 года. В итоге к концу 1930-х годов удалось добиться почти полного уничтожения Русской Православной Церкви в том ее виде, который складывался на протяжении веков.

В 1941 году в Русской Православной церкви сложилась тяжелая ситуация. Еще 1935 году церковь лишилась патриарха. С 1935 году перестал функционировать Священный Синод из-за невозможности пополнить его, так как большое число священников и архиереев было репрессировано. Политика наступления на церковь продолжалась и первые месяцы войны. 24 июня 1941 года была закрыта церковь в селе Покровское, 6 августа – в селе Балакино, 20 августа – в селе Н.-Покровское.

Но когда война со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании русского народа и существовании государства, в политике советского руководства произошел настоящий переворот. Возвращается патриотическая символика, терминология. Начало войны с Германией обнаружило и духовное состояние русского народа: он в основе своей остался религиозным. Об этом свидетельствуют резкое увеличение числа верующих с началом войны. Укреплению позиций Русской Православной церкви и основной массы духовенства, патриотическая деятельность завоевала уважение даже у атеистов. Наконец, 4 сентября 1943 года на совещании сталинского руководства было решено официально пересмотреть государственную политику по отношению к церкви и религии. Было принято решение о созыве архиерейского собора и выборах патриарха. Договорились о возобновлении деятельности Священного Синода. Но многие надежды патриархии не оправдались. Ряд обещаний, данных тогда правительством, выполнен не был. Для осуществления контролирующей роли был создан Совет по делам РПУ при Правительстве СССР во главе с полковником госбезопасности Г.Г. Карповым, который в 1940 году возглавлял отдел «0», осуществлявший антицерковные акции. Роль Совета на первых порах была не очень значительной. В то же время относительная внутренняя самостоятельность церкви в первое десятилетие являлась большей, нежели позже. Относительная самостоятельность патриархии касалась и комплектования кадров духовенства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы: