Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.

Страница 7

22 августа 1945 года Правительство предоставило Патриархии, епархиальным управлениям и приходским общинам ограниченное право юридического лица: им разрешалось открывать финансовые счета, заключать сделки, покупать строения, создавать предприятия, осуществлять наем работников. Признаки охлаждения государственно-церковных отношений проявились еще в 1947 году, когда правительство осознало ограниченность возможностей использования патриархии на международной арене, поэтому началось падение интереса к ней. Появились помехи на пути роста духовных школ. В 1947 году оживилась временно свергнутая атеистическая пропаганда. В июле 1947 года было создано «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» на основе сугубо материалистических идей. В 1948 году в стране насчитывалось 14329 православных храмов, из которых 1270 были открыты в 1945-1947 годах. На регистрации у Совета по делам Русской Православной церкви числилось 13104 священника и диакона, 70 архиереев (46% из них ранее арестовывались). Количество монастырей к 1947 году сократилось со 101 до 85, в них имелось 4632 насельника. Вплоть до смерти Сталина ни одна новая православная церковь не была официально открыта.

После смерти И. Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 года появилось решение ЦК партии об усилении антирелигиозной пропаганды. С резкой речью против религии и церкви тогда же выступил Никита Хрущев. Возобновились массовое закрытие и сносы храмов всех вероисповеданий. В 1961 году был вновь запрещен колокольный звон в Москве и многих других местах. В 1960 году власти потребовали проведению церковно-приходской реформы. Во главе прихода теперь оказался не священник, а совет из двадцати прихожан, подобранных властями. В их распоряжении переходило все церковное имущество и пожертвования. Своим решение совет мог уволить священника или закрыть храм. Антирелигиозная кампания началась с гонений на монастыри, ибо они оставались местами паломничества и национальными источниками веры. Повышение налога на доход свечных мастерских коснулось каждого прихода. Начали распускать платные церковные хоры. Уменьшили доходы священников. Патриархат захлестнула волна просьб архиереев о помощи.

В ноябре-декабре 1958 года прошла массовая чистка церковных библиотек. 28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». 9 января 1960 года было принято постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях». В нем отмечалось, что руководители некоторых партийных организаций занимают пассивную позицию по отношению к враждебной марксизму-ленинизму религиозной идеологии. Еще жестче прозвучало постановление ЦК КПСС от 13 января «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». Речь шла об изменении самих основ деятельности Русской Православной церкви. В декабре 1964 года в Верховном суде СССР прошло совещание по вопросам нарушения социалистической законности в отношении верующих. Но, после смены руководства страны, в январе 1965 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения социальной законности в отношении верующих». Много осужденных мирян и священнослужителей было освобождено и реабилитировано. Прекратили существование академические антирелигиозные серии «Ежегодник Музея истории религии и атеизма» и «Проблемы истории религии и атеизма». Партийно-советское руководство старалось публично продемонстрировать смену курса религиозной политики. 19 октября 1964 года митрополиты Никодим и Питирим были приглашены на правительственный прием в честь космического полета корабля-спутника «Восток». В феврале 1965 года Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин поздравил Алексия в связи с 20-летием его избрания патриархом. Но все это были изменения внешнего порядка. Никаких глубинных перемен не произошло. Антицерковная политика сохранилась, изменились только ее формы и методы.

В 50-е годы Казанская церковь, остававшаяся единственной церковью в городе, была капитально отремонтирована, обновлена роспись. В 70-е годы роспись обновили вторично и повесили колокола. Государство осуществляло постоянный контроль, для этого было создано четыре комиссии. Комиссии действовали постоянно, в них работало 59 человек представителей от Советов депутатов трудящихся партийных и профсоюзных и комсомольских организаций, административных и юридических организаций города. Организовывались работы по атеистическому воспитанию населения: проводились выдачи паспортов в церкви. Перед проведением обряда староста оговаривал все с комиссией. В 1968 году в церкви работало 20 человек, почти все пенсионеры Службы велись ежедневно за исключением понедельника. Службу вели 3 священника и 1 дьякон, священник работал там многие годы, также был хор из 14 человек, во время служб бывало от 30 человек до нескольких сотен. В 1969 году из 5408 родившихся в городе окрещено в соборе 624 человека, совершено 14 венчаний.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Воспитание мальчиков и девочек
Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы ...

Поселения
Основные типы поселений восточных славян сложились ещё в период феодализма. Они существовали и в Древнерусском государстве, бывшем общей колыбелью всех трёх восточнославянских народов. У русских, украинцев и белорусов главной отраслью сел ...

Охрана пещеры «Шульган-Таш»
Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный ...