Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.

Страница 7

22 августа 1945 года Правительство предоставило Патриархии, епархиальным управлениям и приходским общинам ограниченное право юридического лица: им разрешалось открывать финансовые счета, заключать сделки, покупать строения, создавать предприятия, осуществлять наем работников. Признаки охлаждения государственно-церковных отношений проявились еще в 1947 году, когда правительство осознало ограниченность возможностей использования патриархии на международной арене, поэтому началось падение интереса к ней. Появились помехи на пути роста духовных школ. В 1947 году оживилась временно свергнутая атеистическая пропаганда. В июле 1947 года было создано «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» на основе сугубо материалистических идей. В 1948 году в стране насчитывалось 14329 православных храмов, из которых 1270 были открыты в 1945-1947 годах. На регистрации у Совета по делам Русской Православной церкви числилось 13104 священника и диакона, 70 архиереев (46% из них ранее арестовывались). Количество монастырей к 1947 году сократилось со 101 до 85, в них имелось 4632 насельника. Вплоть до смерти Сталина ни одна новая православная церковь не была официально открыта.

После смерти И. Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 года появилось решение ЦК партии об усилении антирелигиозной пропаганды. С резкой речью против религии и церкви тогда же выступил Никита Хрущев. Возобновились массовое закрытие и сносы храмов всех вероисповеданий. В 1961 году был вновь запрещен колокольный звон в Москве и многих других местах. В 1960 году власти потребовали проведению церковно-приходской реформы. Во главе прихода теперь оказался не священник, а совет из двадцати прихожан, подобранных властями. В их распоряжении переходило все церковное имущество и пожертвования. Своим решение совет мог уволить священника или закрыть храм. Антирелигиозная кампания началась с гонений на монастыри, ибо они оставались местами паломничества и национальными источниками веры. Повышение налога на доход свечных мастерских коснулось каждого прихода. Начали распускать платные церковные хоры. Уменьшили доходы священников. Патриархат захлестнула волна просьб архиереев о помощи.

В ноябре-декабре 1958 года прошла массовая чистка церковных библиотек. 28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». 9 января 1960 года было принято постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях». В нем отмечалось, что руководители некоторых партийных организаций занимают пассивную позицию по отношению к враждебной марксизму-ленинизму религиозной идеологии. Еще жестче прозвучало постановление ЦК КПСС от 13 января «О мерах по ликвидации нарушений духовенством Советского законодательства о культах». Речь шла об изменении самих основ деятельности Русской Православной церкви. В декабре 1964 года в Верховном суде СССР прошло совещание по вопросам нарушения социалистической законности в отношении верующих. Но, после смены руководства страны, в январе 1965 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения социальной законности в отношении верующих». Много осужденных мирян и священнослужителей было освобождено и реабилитировано. Прекратили существование академические антирелигиозные серии «Ежегодник Музея истории религии и атеизма» и «Проблемы истории религии и атеизма». Партийно-советское руководство старалось публично продемонстрировать смену курса религиозной политики. 19 октября 1964 года митрополиты Никодим и Питирим были приглашены на правительственный прием в честь космического полета корабля-спутника «Восток». В феврале 1965 года Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин поздравил Алексия в связи с 20-летием его избрания патриархом. Но все это были изменения внешнего порядка. Никаких глубинных перемен не произошло. Антицерковная политика сохранилась, изменились только ее формы и методы.

В 50-е годы Казанская церковь, остававшаяся единственной церковью в городе, была капитально отремонтирована, обновлена роспись. В 70-е годы роспись обновили вторично и повесили колокола. Государство осуществляло постоянный контроль, для этого было создано четыре комиссии. Комиссии действовали постоянно, в них работало 59 человек представителей от Советов депутатов трудящихся партийных и профсоюзных и комсомольских организаций, административных и юридических организаций города. Организовывались работы по атеистическому воспитанию населения: проводились выдачи паспортов в церкви. Перед проведением обряда староста оговаривал все с комиссией. В 1968 году в церкви работало 20 человек, почти все пенсионеры Службы велись ежедневно за исключением понедельника. Службу вели 3 священника и 1 дьякон, священник работал там многие годы, также был хор из 14 человек, во время служб бывало от 30 человек до нескольких сотен. В 1969 году из 5408 родившихся в городе окрещено в соборе 624 человека, совершено 14 венчаний.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Семейное право хакасов в XIX-начале XX века
Семейное право хакасов в XIX начале XX века Интерес к истории семьи объясняется той важной ролью, которую она играла в развитии и становлении правовой системы общества, в воспитании детей, формировании социального и индивидуального созна ...

Диффузионизм
В начале XX в. в противовес эволюционизму, за­мыкавшему рамки исследования рассмотрением внут­ренних изменений в отдельных обществах, ряд этно­логов, социологов и культуроведов развивают концеп­цию диффузионизма, т.е. распространения культ ...

Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке
Переселение на территорию Камчатки эвенов в XIX веке В настоящее время эвены расселены по Камчатке тремя группами: основная масса в нынешнем Быстринском районе, несколько десятков в Тигильском районе, так же к ним могут быть, с небольшими ...