Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.

Страница 3

Храм для школы явно не соответствует по своей архитектуре и конструкции как внешней, так и внутренней. Приспособление его под школу потребует таких громадных средств, которые могут обеспечить постройку совершенно нового здания. Уродовать же здание, портить его – значит не дорожить материальными ценностями и финансами республики. Это очевидно для всякого, и не посвященного во все тонкости строительного искусства. Тем более что такие печальные эксперименты явились причиной парчи ценных зданий. Как живые свидетели неразумия наглядно стоят перед взором граждан Тагила до сего дня. Мы говорим о храмах бывшего Скорбященского монастыря, из которых один так неудачно был использован под баню, а другой, прекраснейший по архитектуре и лучший в городе Тагиле, предназначавшийся при ликвидации под клуб, используется ныне как кладовая. Выйско-Никольский храм представляет собой чрезвычайную ценность как памятник архитектурного искусства, легкомысленно испортить его есть преступление, недопустимое в культурной стране .

Мы, верующие граждане СССР, не малолетние дети и не безвольные рабы, которые не способны сознательно и самостоятельно разбираться в вопросах и решать свои нужды без посторонней помощи . Храм на необходим, и мы от него не отказываемся .». Заявление было подписано председателем приходского совета Г. Калининым и секретарем Леонидом Леоновым.

Тагильский окрисполком отклонив ходатайство церковно-приходского совета Выйско-Николаевской общины, потребовал в недельный срок представить проработку и проект переоборудования церкви «под культурное учреждение». 11 декабря 1929 года президиум горсовета вновь заслушал доклад предгорсовета Истомина о Выйско-Николаевской церкви и решил изъять ее «от незначительной группы верующих численностью в 246 чел», и переоборудовать ее в школу. Требуется всего лишь «снять колокола и кресты, выломать оконные решетки для увеличения световой площади, сложить дополнительно две печи, разобрать чугунный пол и послать взамен его деревянный, избрать иконостас, иконы, люстры, паперть и устроить классные перегородки». Посчитали, что на все это надо затратить 11384 рублей.

Когда же приходской совет попросил разрешения на проведение собрания членов общины для регистрации и ознакомления с последними постановлениями ВЦИК, СНК и НКВД относительно церкви, в просьбе было отказано. И никаких объяснений. Церковь не стала школой, не стала культурным учреждение. Она долго стояла в развалинах. Церковь была разрушена в 1963 г. Ныне от церкви и усыпальницы Демидовых теперь не осталось и следа. Там, где сейчас стоит дворец культуры «Юбилейный», некогда была базарная площадь и высилась кремовая громада Выйско-Николаевской церкви.

В августе 1931 года в газете «Тагильский рабочий» опубликована подборка материала под рубрикой «Очаг мракобесия сделать очагом культуры». В этих статьях говорилось, что на станции Тагил большинство железнодорожников уяснило вред, распространяемый поповским дурманом, и начинают энергично бороться с религией. 27 августа1931 года на собрании мастерских службы пути постановлено просить горсовет ходатайствовать перед ВЦИК об изъятий Введенской церкви и передачи ее под типографию. Было заслушано сообщение товарища Антонова и комсостав отряда военизированной охраны тагильского завода потребовал закрытия Введенской церкви и передачи ее здания на нужды государства. Вскоре Введенская церковь была взорвана.

Еще один из красивейших Нижнетагильских храмов пострадал от Советской власти – это Александро-Невский храм. Сохранился снимок, на котором изображена Александро-Невская церковь со следами от артиллерийских снарядов. Подпись, сделанная под снимком: «Александро-Невской храмъ Нижнетагильского завода, разбитый артиллерией красныхъ. 26 сентября нов. Ст. 1918 г.». По свидетельству И.А. Орлова, это следы снарядов, выпущенных отступающими красноармейцами, предполагавшими, что в церкви находится наблюдательный пункт белых. Орудия были установлены около реального училища (ныне – горный техникум), расстояние для пушек небольшое, и поэтому церковь получила серьезные ранения. На снимке видны следы от попавших снарядов, выбитые стекла. Но самый опасный удар получила церковь в купольной части. Был разрушен свод одного из окон, а это значительно ослабляло сам купол. Осенью 1918 года колчаковцами был организован срочный ремонт церкви. По-видимому, ослабление купола заставило заложить кирпичами три оконных проема в северной части (летом 1992 года эти окна были раскрыты). Возможно, более капитальный ремонт планировалось провести после окончания гражданской войны. Но с августа 1919 года Тагил вновь занят красными, и вопрос о ремонте церкви окончательно отпал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Гипотеза о куманском (кыпчакском) происхождении гагаузов
В своих ранних научных исследованиях одним их первых этой гипотезы стал придерживаться видный чешский историк Константин Иречек. В более поздней своей работе «Das Fiirstenthum Bulgarien« (Prag - Wien - Leipzig, 1891, s. 144-150) автор вы ...

Омск как колыбель сибирского областничества
В 1848 году генерал-губернатор П.Д. Горчаков сообщает в Петербург о тревожных симптомах в мыслях сибирской интеллигенции, которая полагает, что богатства Сибири должны составлять достояние местного населения, а не расхищаться царскими сан ...

Творческие итоги -2001
2001 год был для Этнографического музея годом, богатым культурно-массовыми, научно-просветительскими мероприятиями: традиционная передвижная выставка из фондовых коллекций « Материальная культура народов Забайкалья» экспонировалась в школ ...