Взаимоотношение светской и церковной власти в XX в. – в начале XXI в.

Страница 2

Одновременно закрываются религиозные учреждения в селениях Нижнетагильского округа. Схема закрытия исключительно проста: арест священника – обезглавливание церковного совета – распад церковной общины, от которой остается только несколько наиболее смелых (чаще всего это пожилые женщины, которым терять нечего, но они же и наименее грамотные), – закрытие церкви, так как ходатайство трех-четырех старух никем всерьез не принимается. Как общины, так священнослужители облагались непомерными налогами: организационные структуры церкви находились фактически на нелегальном положении, а ее учение подвергалось официальной пропагандой грубой издевательской критике. Перед церковью устраивали многолюдный гвалт во время молебна, с карнавалом, с факелами, с песнями, с оркестром, криками «ура», со сжиганием «изображения богов» и называли это хулиганство «антирелигиозный праздник «Торжество правды». Также священнику выдавали разрешение на служение сроком на один месяц, и затем каждый месяц продлевали его еще на один месяц, потом еще, и так не один год – священник должен был являться на регистрацию к секретарю исполкома, отмечаться, как сейчас отмечаются условно-освобожденные. Закрытие и уничтожение церквей проводилось под благовидными предлогами.

В феврале 1930 года Президиум горсовета по докладу члена Совета Яковлева постановил: «Учитывая массовые требования трудящихся города о закрытии Входо-Иерусалимского собора и Введенской церкви, обоснованное на необходимости использования этих зданий под учебные мастерские по поднятию и выковыванию квалифицированной рабочей силы, занятой на строительстве, как города, так и фабрик и заводов не только Тагила, но и округа, в каковых в связи с постройкой ряда новых заводов и социалистического города будет весьма огромный недостаток, на основании постановления ВЦИК и СНК от 8/IV-29 г. требование трудящихся г. Тагила о закрытии Входо-Иерусалимского собора и Введенской церкви удовлетворить». Церковь была закрыта, в ней был устроен филиал краеведческого музея. В газете «Тагильский рабочий» от 30 августа 1936 года была опубликована статья «Культура побеждает». В ней утверждалось, что Входо-Иерусалимский собор 160 лет служил орудием религиозного дурмана и по требованию трудящихся был закрыт. В день празднования освобождения Урала от Колчака в нем открыт художественный отдел музея и выставка работ художников и фотографов Тагильского округа. Автор статьи свидетельствует, что иконы и часть фресок собора были уничтожены, оставшаяся часть убранства собора используется для антирелигиозного воспитания трудящихся. Предполагалось, что собор станет учреждением культуры, но спустя несколько месяцев собор был взорван.

История Входо-Иерусалимского собора не единственная, похожая участь постигла и Выйско-Николаевскую церковь. Необходимость закрытия церкви в 1929 году власти объясняют следующим образом. В связи с быстрым ростом промышленности в Тагиле предвидится большой рост населения. Рост населения требует развертывания школьного строительства. Не имея финансовой возможности обеспечить население новыми школьными знаниями, горсовет, уступая требованиям трудящегося населения, ходатайствует перед областным административным отделом об изъятии Выйско-Николаевской церкви от группы верующих и использованию таковой для школы. В документе имеется ссылка на 10451 подпись, но самих подписей в архиве не обнаружено. Решение это было опубликовано в городской газете. Однако месяцем раньше Нижнетагильский окрисполком решил изъять подвальное помещение Выйско-Николаевской церкви, где размещалась усыпальница Демидовых, для хранения продуктов снабжения для рабочих завода. Окружной исполком посчитал, что усыпальница – лучшее место для сохранения от порчи картофеля!

6 декабря 1929 года верующие обратились с заявлением церковно-приходского совета, в котором ссылались на законодательные акты Советской власти, призванные защищать свободу совести и права верующих (Декрет об отделении церкви от государства, Конституция РСФСР, Инструкция НКЮ и НКВД от 19 июня 1923 г., Декрет о свободе совести от 20 января 1920 г., Уголовный кодекс, ст. 125). Приведем отрывок из этого заявления:

«Не считаться с убеждениями верующих было бы принципиально неправильно и несправедливо, явилось бы насилием над совестью верующих и может быть понято как акт гонения на православную веру, не оправдываемый и советскими законами. Не безразличен для нас, граждан РСФСР, и вопрос о просвещении юношества, вопрос о школе. Мы, верующие, заявляем, что мы не враги культуры и научного просвещения, и мы сознаем нужду нашего города в школьных помещениях, но определенно полагаем, что эта нужда должна быть удовлетворена другим, более рациональным и справедливым путемМы – не «ничтожная кучка верующих», как хотят представить дело лица, заинтересованные в отобрании храма и заявляющие об этом в газете («Рабочий» от 29 октября 1929 г.), а весьма значительная и мощная религиозная община, насчитывающая в своих рядах несколько тысяч верующих . По закону для регистрации общины требовался минимум 50 человек, так это рекомендовалось нам и местной администрацией. Теперь же, когда вопрос о пользовании храмом становится в зависимость от количества верующих . запись верующих производилась исключительно в помещении церкви в богослужебные часы и, следовательно, гарантирует добровольность записавшихся. Наоборот, запись лиц под заявлениями об отобрании храма нашего производилась не только по учреждениям, но и по домам граждан, и, как можно видеть из помещенных заметок в газете «Рабочий», в некоторых случаях допускались методы устрашения репрессиями за отказ от подписи (исключение учащихся из техникума), привлекались дети, не достигшие совершеннолетия, и люди, не проживающие в нашем городе .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Красноярский парк флоры и фауны "Роев ручей"
Парк флоры и фауны «Роев ручей» - один из крупнейших зоопарков Сибири, расположенный в живописных окрестностях Красноярска, рядом с заповедником «Столбы». «Роев ручей» - одна из «визитных карточек» Красноярска. А «визитная карточка «Роев ...

Материальная и духовная культура Приенисейского края XVII века
Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края, и начинается еще с ...

Ученый и просветитель Чокан Валиханов
Имена первых, да и вообще многих просвещенных омичей, связаны с Сибирским (Омским) кадетским корпусом. Это военное учебное заведение, первое в Сибири, ведет отсчет своей истории с 1813 года, когда по инициативе начальника Сибирской погран ...