Строительство главной линии обороны

Страница 1

Причины укрепления крепости

5 сентября 1905 г. подписанием мирного договора в Портсмуте, США закончилась Русско-японская война. Согласно договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, южную ветку КВЖД до станции Куаньченцзы, южную часть о. Сахалин, и разрешила японский рыбный промысел в своих территориальных водах на невыгодных для себя условиях. Россия имела право держать в Тихом океане только два крейсера и все оставшиеся в наличии миноносцы. В этих условиях Владивосток оказался единственной военно-морской базой России на Тихом океане, ее единственным оборудованным торговым портом на Дальнем востоке и конечным пунктом Транссибирской железной дороге. Значение Владивостокской крепости резко возросло, поскольку она без какой-либо помощи флота должна была самостоятельно препятствовать всем возможным действиям неприятеля в северной части залива Петра Великого и ни при каких обстоятельствах не допустить использования им хорошо оборудованного Владивостокского порта в качестве операционной базы и пункта снабжения войск. Однако, состояние оборонительных сооружений крепости было совершенно неудовлетворительным. Кроме того, окончание русско-японской войны совпало с известными революционными выступлениями во Владивостоке в октябре 1905-январе 1906 гг.

К началу 1906 г. крепость имела около тридцати береговых батарей, многие из которых, прикрывающие наиболее важные участки побережья, были исполнены как временные, а их орудия были установлены на деревянных основаниях, среди артиллерийских систем преобладали устаревшие. И, если со стороны моря крепость была хоть как-то защищена, то ситуацию на сухопутном фронте можно было признать катастрофической. Крепостной обвод проекта 1899 г. морально устарел, поскольку подходил слишком близко к городу и не обеспечивал порт от обстрела осадной артиллерией. Кроме того, его казематированные сооружения со сводами толщиной 1,2 м не могли обеспечить защиту от огня 11-дюймовых гаубиц, которыми столь умело пользовались японцы у Порт-Артура. Этот обвод не был даже полностью сомкнут - участок оборонительной ограды от форта Графа Муравьева-Амурского до люнета № 3 так и не построили. Основными опорными пунктами на главной линии обороны крепости были два только начатых постройкой форта «Северный» и «Северо-Восточный», в течение 1904-1905 гг. приспособленных к обороне, но рассчитывать на их упорное сопротивление было нельзя.

В последующие годы решалась судьба крепости. Были созданы комиссии, которые разрабатывали вопросы об усилении Владивостокской крепости. 16 апреля 1907 г. в соответствии с высочайшим повелением Николая II крепость была перечислена в 1-й класс и ее штабу присвоили соответствующий штат.

Ход строительства

В 1910 г. сложился окончательный вариант проекта, знакомый нам сегодня своим материальным воплощением. По проекту предполагалось построить форты № 1-7 и опорные пункты литер А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и 3 по южному борту долины Седанки от Уссурийского до Амурского залива, форты № 9-12 на южном и восточном берегах Русского острова, тоннельные погреба, казематированный мясохолодильник на Первой Речке, аэродром на Второй Речке, свыше 200 км шоссированных дорог и множество других вспомогательных объектов. Артиллерийское вооружение крепости должны были составить:

На сухопутном фронте - 1290 орудий и 268 пулеметов; из них: орудий дальнего боя - 572, орудий ближнего боя - 718, пулеметов - 268, полупудовых мортир - 64, ракетных станков - 36.

На береговом фронте - 316 орудий и 56 пулеметов; из них: орудий дальнего боя - 212, орудий ближнего боя - 104, пулеметов - 56, ракетных станков - 36.

Гарнизон крепости должен был иметь: 48 батальонов пехоты, 15 батальонов крепостной артиллерии, восемь запряженных батарей полевых и горных, два саперных батальона, один минный батальон, один телеграфный батальон, один железнодорожный батальон, две воздухоплавательные роты, три казачьи сотни.

Все укрепления, в отличие от сооружений проекта 1899 года, недостатки которых выявились еще в ходе обороны Порт-Артура, имели много казематированных и подземных сооружений, толщина бетонных покрытий обеспечивала защиту при обстреле из 280-мм орудий. Проектированием фортов на полуострове Муравьева-Амурского руководил помощник Строителя крепости военный инженер полковник А.П. Шошин, а на Русском острове помощник Строителя крепости военный инженер полковник А.Л. Федоров.

Проектировщики старались не копировать типовые проекты, а в соответствии с горными условиями местности придавали фортам конфигурацию, точно соответствующую рельефу, который не нарушался, а огневые сооружения рассредоточивали на большой площади, что затрудняло пристрелку артиллерии противника. Все эти смелые отступления от установленных правил учебной долговременной фортификации в связи с весьма почтительным отношением ко всем капризам чрезвычайно пересеченной местности делают из каждого отдельного укрепления всегда оригинальный и в большинстве случаев талантливый пример современного фортификационного искусства. Форты соединялись друг с другом кольцевой (рокадной) магистральной шоссированной дорогой, а с центром крепости - радиальными магистралями. Рокадных дорог на всем протяжении оборонительных линий было оборудовано не менее двух, чтобы иметь возможность для маневра войсками вдоль позиций даже при обстреле какого-то участка шоссе. Все дороги прокладывались по обратным скатам высот вне сферы наблюдения со стороны направлений атаки вероятного противника. Посредством подземных кабельных линий телеграфа и телефона все форты, батареи, погреба, казарменные городки и иные важные объекты были включены в коммутатор Штаба крепости.

Страницы: 1 2 3

Похожие материалы:

Герб Челябинска
В 1743 году Челябинская крепость стала административным центром Исетской провинции, и в ней разместилась провинциальная канцелярия. На государственной печати канцелярии был выполнен герб провинции - на фоне крепостной стены привязанный к ...

Историко-архитектурный ансамбль Вологодского Кремля бывшего архиерейского подворья; история и современность. Вологодский музей-заповедник
Спустившись с колокольни, перейдем к осмотру Архиерейского двора. Под этим названием подразумеваются постройки на дворе вологодских архиепископов. В настоящее время в этих зданиях размещается областной краеведческий музей. Вход устроен ме ...

Ремесла Древней Руси
Города средневековой Европы заметно отличались от древнерусских. Первые, как правило, не имели сельскохозяйственной агломерации, являясь местами жизнедеятельности бюргеров. Феодалы имели собственные поместья-замки; в городах их возможност ...