Планы города Иркутска XVIII века

Страница 4

Благодаря проведённой работе, по составлению данного плана в дальнейшим, городские власти инициировали некоторые меры по перепланировке и благоустройству города.

Спустя семь лет в 1775 г., данный план утратил своё значение вследствие пожара, уничтожившего значительную часть центра города.

Подвергая сравнению планы города 1729 и 1768 гг., нельзя не отметить некоторые принципиальные изменения, произошедшие в городской застройке за четыре десятка лет.

После того как в 1764 г. первым иркутским губернатором стал Карл Фёдорович Фрауендорф, были приняты меры по урегулированию городской застройки:

"… в городе Иркутске по плану собственных его, губернатора, трудов, при его же присутствии, разбиты были кварталы и провешены прямолинейные улицы, которым и расписаны были названия на досках с рукой, путь показывающей, кои и были прибиты на всех улицах". (8) Однако по прежнему, не смотря на предпринятые решения, единственными относительно прямыми улицами, оставались улица Луговая и Першпективная.

Принципиальное отличие плана 1768 г., так же заключается и в том, что этот план помимо фиксации изменений произошедших в городской застройке за этот период, был призван наметить, необходимые постройки. План 1768 г., показывал необходимые перспективы, список задач на несколько лет, задач по развитию городской территории.

В результате его осуществления в 1760-1770-х годах центр Иркутска впервые подвергся реконструкции: были выпрямлены и расширены улицы, намечены некоторые площади, начаты работы по устройству деревянных тротуаров и укреплению берега Ангары.

Планы города 1790 – 92 гг.

К концу XVIII века, вслед за городами европейской части России, города Сибири встали на путь перехода к регулярной планировке и рациональному освоению территории. "Живописный" город постепенно превращался в "регулярный". Становление перспективных планов происходило достаточно сложно и занимало много времени. Известным препятствием на пути регулярной застройки становились традиции старой застройки. Сказывалось так же отсутствие опыта по проведению данных работ. Из-за этого прогностическая функция планов, зачастую оказывалась безрезультатной. Нередко в уже утверждённый план вносились дополнения и изменения. Создание перспективны планов способствовало формированию и закреплению в исторической перспективе городского ядра, административных, торговых, духовных центров и направлений главных магистралей (9)

Разумеется не всем чертежам было суждено стать перспективными планами города, план Иркутска, составленный в 1790 г. не был утверждён окончательно, вероятно это было связано с причинами экономического характера, был он более прогрессивным предполагая значительные перемены, тогда как план 1792 г. – пришедший ему на смену – лишь закреплял сложившуюся систему городской застройки. Согласно плану 1790 г., планировались достаточно серьёзные перемены, в частности требовался снос большой части деревянных домов, для выпрямления улиц и разбивки их на кварталы правильной формы (10) – что в итоге и было сделано в течении двадцати ближайших лет.

Предположительно автором плана города 1792 г., был Антон Иванович Лосев. Известно, что он выполнял проекты городов, в частности населённых пунктов расположенных на р. Лене, но его рисунки не публиковались. На данный момент известно, что эти рисунки сохранились в архиве Санкт-Петербурга.

План города 1792 г., фиксирует всю городскую застройку этого времени, которая располагается преимущественно между реками Ида и Ангара. Узкой полоской протянулась застройка в Знаменском и Рабочем предместьях, а так же в Глазково, на окрестные возвышенности она не поднялась. Южная граница проходит у подножья Крестовой горы, на этой границе – где Заморская улица переходит в Заморский тракт – расположилась Крестовоздвиженская церковь. За церковью расположена значительная территория, обозначенная как "кладбище мертвых тел".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Открытие пароходного движения по Енисею
Главной транспортной артерией был Великий сибирский тракт. Натуральные и денежные повинности по обслуживанию тракта являлись тяжелым бременем для городских обывателей. Но, несмотря на возрастающие поборы, состояние тракта и дорог в предел ...

Ровесники троицкой крепости
В 1743 году, одновременно с Троицкой, было начато строительство и других крепостей Уйской укрепленной пограничной линии. Эта линия начиналась на реке ЯИК (Урал) от Верхне-Яицкой крепости (ныне г. Верхнеуральск) и заканчивалась на реке Тоб ...

Город Сосновый Бор и окрестности
Сосновый Бор - один из самых молодых городов Ленинградской области. Он был преобразован из рабочего поселка Сосновый Бор Ломоносовского района Ленинградской области в город областного подчинения 19 апреля 1973 года. Он расположен на южном ...