Планы города Иркутска XVIII века

Страница 7

При наличии подробной легенды, содержащей 60 объектов, весьма странно смотрятся сведения из "Описания Иркутского Наместничества", данный документ был подготовлен в один год с утверждением плана города – в 1792 г. В описании сообщается о том, что: "… разделён от собора, стоящего на берегу Ангары, прямо чрез город к Байкал-морю лежащею дорогою, называемою Заморской улицею, на две части: на Ангарску и Идинску, по той причине, что позад первой течёт Ангара, а подле другой – Ида или Ушаковка. И сии части составлены из девяти кварталов, то есть первая – из четырёх, а вторая – из пяти. Домы для правительства находятся, по теперешнему, положению и в той, и в другой половине, и жилья обе части имеют почти по равному количеству (12)". Таким образом, представленный документ, свидетельствует об относительно небольшом объёме застройки, что с одной стороны вполне естественно … (Дописать из В.П. Шахерова)

План 1790 года, представляется ценным источником информации, зафиксировавшим застройку города последней четверти XVIII века. Данный план интересен ещё и в связи с тем, что это был первый чертёж, нового профессионального уровня, по сравнению с прошлыми чертежами, здесь появляются новые оформительские приёмы, в частности указывается масштаб и достаточно точны пропорции построек на плане. Данные обстоятельства делают план 1792 г., первым профессиональным чертежом Иркутска, что подчёркивает его особую значимость в качестве источника по истории города Иркутска рубежа XVIII – XIX вв.

Предшествовавший ему план 1790 г. предполагал выпрямление некоторых улиц с целью создания регулярной сетки кварталов в пределах старого города. Очевидно, что из-за трудностей экономического характера (значительный снос и т д.) этот план не получил окончательного утверждения. Таким образом, план 1792 г. затвердил планировочную схему сложившейся части города и определил четкую прямоугольную структуру застройки за линией прежнего палисада, что говорит о композиционной разобщенности старой и новой частей города, а сегодня оценивается как одна из привлекательных черт планировочной самобытности Иркутска. Развитие города идет по-прежнему в направлениях главных торговых путей — в Европейскую Россию, Китай, Монголию, на север. В этих направлениях продолжают формироваться основные магистрали города — Морская, или Амурская, Перспективная, или Большая, и Ланинская (ныне соответственно ул. Ленина, Карла Маркса и Декабрьских Событий).

Таким образом, пространственная среда и застройка города, в рассматриваемый период претерпела значительные изменения. На смену живописной, органично вписанной в природный ландшафт города застройки, с середины XVIII века внедряется регулярная, ориентированная па перспективное планирование. Изменения в архитектурном облике города были напрямую связаны с социально-экономическим развитием региона в целом, так и отдельного города в частности. Рост жилой застройки содействовал более чёткой квартальной разбивке города и стилевым изменениям в массовом домостроении, основой которого становятся разработанные в столицах "образцовые" проекты (в приложении поместить листы типовых чертежей из коллекции

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Похожие материалы:

Маршруты исследований
2 июня 2006 г. Маршрут: п. Нижний Баскунчак, г. Большое Богдо. Большое Богдо расположено в западной части Прикаспийской низменности на левобережье Волги в приделах Ахтубинского административного района Астраханской области. Большое Бог ...

Миграционные процессы сельской местности на Ставрополье
В крае можно отметить существенные внутрирегиональные различия по доле вынужденных мигрантов, прибывших на Ставрополье. Больше всего вынужденных мигрантов «принял» город Ставрополь(10% от общего количества). Вторая группа территорий – это ...

История музея
Среди музеев Сибири Алтайский государственный краеведческий музей является одним из старейших. К 100-летию горно-заводского производства на Алтае в 1823 г. в г. Барнауле был основан ведомственный "Горный музей". Инициаторами со ...