Планы города Иркутска XVIII века

Страница 7

При наличии подробной легенды, содержащей 60 объектов, весьма странно смотрятся сведения из "Описания Иркутского Наместничества", данный документ был подготовлен в один год с утверждением плана города – в 1792 г. В описании сообщается о том, что: "… разделён от собора, стоящего на берегу Ангары, прямо чрез город к Байкал-морю лежащею дорогою, называемою Заморской улицею, на две части: на Ангарску и Идинску, по той причине, что позад первой течёт Ангара, а подле другой – Ида или Ушаковка. И сии части составлены из девяти кварталов, то есть первая – из четырёх, а вторая – из пяти. Домы для правительства находятся, по теперешнему, положению и в той, и в другой половине, и жилья обе части имеют почти по равному количеству (12)". Таким образом, представленный документ, свидетельствует об относительно небольшом объёме застройки, что с одной стороны вполне естественно … (Дописать из В.П. Шахерова)

План 1790 года, представляется ценным источником информации, зафиксировавшим застройку города последней четверти XVIII века. Данный план интересен ещё и в связи с тем, что это был первый чертёж, нового профессионального уровня, по сравнению с прошлыми чертежами, здесь появляются новые оформительские приёмы, в частности указывается масштаб и достаточно точны пропорции построек на плане. Данные обстоятельства делают план 1792 г., первым профессиональным чертежом Иркутска, что подчёркивает его особую значимость в качестве источника по истории города Иркутска рубежа XVIII – XIX вв.

Предшествовавший ему план 1790 г. предполагал выпрямление некоторых улиц с целью создания регулярной сетки кварталов в пределах старого города. Очевидно, что из-за трудностей экономического характера (значительный снос и т д.) этот план не получил окончательного утверждения. Таким образом, план 1792 г. затвердил планировочную схему сложившейся части города и определил четкую прямоугольную структуру застройки за линией прежнего палисада, что говорит о композиционной разобщенности старой и новой частей города, а сегодня оценивается как одна из привлекательных черт планировочной самобытности Иркутска. Развитие города идет по-прежнему в направлениях главных торговых путей — в Европейскую Россию, Китай, Монголию, на север. В этих направлениях продолжают формироваться основные магистрали города — Морская, или Амурская, Перспективная, или Большая, и Ланинская (ныне соответственно ул. Ленина, Карла Маркса и Декабрьских Событий).

Таким образом, пространственная среда и застройка города, в рассматриваемый период претерпела значительные изменения. На смену живописной, органично вписанной в природный ландшафт города застройки, с середины XVIII века внедряется регулярная, ориентированная па перспективное планирование. Изменения в архитектурном облике города были напрямую связаны с социально-экономическим развитием региона в целом, так и отдельного города в частности. Рост жилой застройки содействовал более чёткой квартальной разбивке города и стилевым изменениям в массовом домостроении, основой которого становятся разработанные в столицах "образцовые" проекты (в приложении поместить листы типовых чертежей из коллекции

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Похожие материалы:

Пассионарная теории этногенеза
Гумелёв Лев Николаевич (1912-1992) — автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этног ...

Культура межнационального взаимодействия
Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на бескрайних просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающаяся исключительным разнообразием этносоциальных элементов, п ...

Флаг Великобритании
Флаг – это лицо страны, ее визитная карточка, которая олицетворяет суверенитет. Государственный флаг также отражает историю страны. Первым флагом Англии был белый флаг с прямым красным крестом Святого Георга, которого в XII веке английск ...