Планы города Иркутска XVIII века
План 1735 г.
Вскоре после составления плана 1729 г., в 1735 г., в городе была произведена съёмка местности, для Иркутска это мероприятие было связано с прибытием Сибирского академического отряда Второй Камчатской экспедиции. По поручению Г.Ф. Миллера, геодезистами экспедиции был составлен план города. Одновременно с этим, другой член отряда, художник И.В. Люрсениус выполнил панораму города. В 1770 г., с этого рисунка была выполнена гравюра, неоднократно публиковавшаяся в дальнейшем (6).
В 1730-е гг. в Иркутске, включая Знаменский монастырь, было 8 церквей, 939 обывательских дворов, 10 кабаков, пороховой погреб, торговая баня, гауптвахта и ряд других административных построек. В середине века западнее крепости формируется новая гостинодворская площадь, где возводятся два гостиных двора. Ведутся благоустроительные работы и намечаются меры, рекомендующие застройку улиц.
Планы города 1738 - 39 гг.
План города 1739 г., принципиально отличается от чертежа 1729 г., это связано с несколькими причинами. Во-первых, план города начерченный участником академического отряда Второй Камчатской экспедиции Г.В. Стеллером (или вернее, Штеллером), показывает, не только территорию палисада, но и некоторое пространство за стеной: всего около десятка построек, в том числе женский Знамения Божьей матери монастырь. В легенде карты упоминается 41 объект, хотя здесь и упомянуты не только постройки, но и к примеру название реки, на которой стоит город…
Во-вторых, на плане Стеллера, территория города лишена, тех чётких границ, что показаны на плане города десятилетней давности. Палисад, показан более абстрактно.
В-третьих, учитывая, скажем другое соотношение пропорций стен палисада, представлена другая разбивка на кварталы, собственно самих кварталов значительно больше, чем на плане М. Зиновьева. А сами кварталы создают впечатление более хаотичной застройки. На плане Стеллера, более или менее упорядоченная структура кварталов, с их постепенным переходом, у правильной прямоугольной форме проявляется на некотором удалении от острога, ближе к палисаду – что в корне противоречит плану города десятилетней давности.
В-четвёртых, на плане Михайло Зиновьева, мы можем рассмотреть лишь пять площадей, в том числе территория, на которой расположены острог, Спасская церковь и собор Богоявления, на плане Г.В. Стеллера – их 8. Так вдоль набережной, на примерно равном расстоянии друг от друга представлены три площади, в том числе, в центре композиции, площадь, на которой расположен Иркутский острог.
Последнее, из принципиальных, отличий, делающие интересным для рассмотрения план города 1739 г. Это наличие в плане, незастроенных участков вдоль палисада, в северной части города.
При всех этих несоответствиях, этих двух планов, стоит отметить, что Стеллер, так же как и его предшественник, при составлении плана, указывает масштаб, что облегчает работу с данным источником информации.
За год до появления на свет этого плана, был составлен чертёж, хотя и не показывающий территории всего города, но тем не менее весьма важный с точки зрения развития города Иркутска. Впервые названия иркутских улиц нанесены на план-перспективу части города 1738 года "Реэстр строению в граде Иркутске Гостиного двора и при нем партикулярных домов…" с изображением собора Богоявления. План с рисунком был выполнен иеродьяконом и иконописцем Никоном Красовским с практической, как бы мы сейчас сказали, целью отвода участка под строительство архиерейского дома со службами. На плане нанесены названия двух иркутских проулков, находившихся рядом с Гостиным двором, и один из них, переулок Добринского, получил название по двору сына боярского Добринского, находившемуся на углу, то есть по владельцу усадьбы, от которой начинается переулок. Отметим это как прием сложения годонимики города, характеризующий ее первоначальный этап.
Похожие материалы:
Отношение современных жителей к старым названиям улиц п. Муромцево
Опрос отдельных жителей нескольких деревень и в том числе п. Муромцево, который проводился участниками краеведческого летнего пришкольного лагеря, показал, что 80% из опрошенных жителей нравится названия их местности, 8% относятся безразл ...
Караизм
Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма приш ...
Поэтика русского фольклора
Поэтика (от греч. poiētikē — поэтическое искусство) — один из старейших терминов литературоведения, который затем проник и в фольклористику. Его значение исторически изменялось. В настоящее время понятие поэтика употребляется в ...