Планы города Иркутска XVIII века

Страница 6

Участки улиц ограничивающие торговую площадь, принадлежали купцам: Солдатовым, Рязанцевым, Ситниковым. Отдельно была выделена торговля следующими продуктами: хлеб, рыба, мясо и соль, располагавшиеся соответственно в районах: площади труда, угол ул. Литвинова и ул. Маркса до пионерского переулка, от ул. Ф. Каменецкого до берега р. Ушаковки (Фортуна).

Религиозный центр, располагался возле собора Богоявления, здесь располагались: дом архиепископа, консистория и семинария.

Военные заведения располагались на участке ныне занимаемом улицами К. Маркса и Красного Восстания. Здесь располагаются дом батальонного командира, гарнизонная школа, батальонный госпиталь, штаб-лекарский дом и провиантские магазины. По другую сторону улицы Заморской расположились солдатские казармы давшие названия шести Солдатским и Казачьим улицам. Артиллерийский арсенал и пороховой погреб располагались там, где сейчас пребывает площадь Центрального рынка.

Точно установить расположение учреждений в городе двух вековой давности позволяет достаточно подробная легенда плана, насчитывающая 60 позиций, сгруппированных в шесть разделов. В седьмом разделе перечисляются главные городские улицы.

Первый раздел, поименованный: "Описание знатных мест". Включает в себя лишь одно наименование: "Богоявленский собор".

Второй раздел (№№ 2 – 11), называет 8 приходских церквей: Спасскую, Тихвинскую, Владимирскую, Троицкую, Харлампиевскую, Крестовоздвиженскую, Прокопьевскую и Благовещенскую. К этому же разделу отнесены каменная семинария и дом архиепископа.

Третий раздел (№№ 12 – 15), перечисляет: "Каменные и деревянные казённые строения". К данному разделу относятся: наместнический дом, дом правителя наместничества, дом поручика правителя, наместническое правление. В одном доме с наместническим правлением располагаются приказ общественного призрения, библиотека, чертёжная и навигацкое училище.

Стоит отдельно отметить, что, не смотря на то, что третий раздел легенды помечен, как: "Каменные и деревянные казённые строения", в данный список попали лишь постройки связанные с высшим правлением края.

Четвёртый раздел (№№ 16 – 44), получивший общее название: "Палаты", включает наибольшее количество объектов. К данному разделу относятся городские учреждения, связанные с местным самоуправлением, учебные военные заведения. Завершают раздел береговые укрепления Ангары: одно существующее, другое – проектируемое.

Пятый раздел (№№ 45 – 51), имел довольно замысловатое название: "Партикулярное каменное и деревянное знатное строение". Данным термином было обозначено расположение торговых заведений города. Сюда же были отнесены и кузницы.

Шестой раздел (№№ 52 – 60). Последние несколько нумерованных объектов, это купеческие дома, принадлежавшие: Протасову, Солдатову, Резанцеву, Саватееву и заводчику Сибирякову.

Легенду плана завершает раздел, в котором перечислены названия 18 улиц. Порядковые номера улиц заменены заглавными буквами латинского алфавита. Перечислены следующие наименования: Заморская, Спасская, Луговая, Первая Троицкая, Троицкая, Гостиная, Петровская, Семёновская, Вдовья, Перспективная, Владимирская, Торговая, Харлампиевская, Михайловская, Береговая, Сергеевская (литер на чертеже отсутствует). Солёная, Солдатские и Казачьи (указаны под одним литером который стоит на шести улицах).

Перечисленные выше названия улиц, красноречивы, появившиеся в конце XVIII века наименования, стали результатом усилий по организации городской застройки, отражая самобытность и "фольклорный" характер, указывая на тот факт, что эти топонимы рождались самой жизнью. Ведущим мотивом, закрепляющим название улицы становились, фактические особенности географического расположения и исторического контекста. Фамилии первых жителей, как можно предположить вошли в названия следующих улиц: Петровская, Семёновская, Михайловская, Сергиевская. Так же стоит отметить, что часто используемые ныне старые наименования улиц в честь известных купеческих фамилий, стали использоваться, лишь в середине XIX века (11).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Брянск
Первое летописное упоминание о Брянске относится к 1146 году, но основан город был раньше. Проживавшее здесь в древности воинственное племя вятичей отказывалось платить дань киевским князьям, и последние для утверждения своей власти в X в ...

Народный календарь как явление традиционной культуры
Русский народный календарь – это свод обрядов, обычаев, народных праздников и самой трудовой жизни нашего народа. Русский месяцеслов всегда привлекал внимание фольклористов, филологов, историков, этнографов, агрохимиков. Русский народный ...

Воспитание мальчиков и девочек
Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы ...