Планы города Иркутска XVIII века
Участки улиц ограничивающие торговую площадь, принадлежали купцам: Солдатовым, Рязанцевым, Ситниковым. Отдельно была выделена торговля следующими продуктами: хлеб, рыба, мясо и соль, располагавшиеся соответственно в районах: площади труда, угол ул. Литвинова и ул. Маркса до пионерского переулка, от ул. Ф. Каменецкого до берега р. Ушаковки (Фортуна).
Религиозный центр, располагался возле собора Богоявления, здесь располагались: дом архиепископа, консистория и семинария.
Военные заведения располагались на участке ныне занимаемом улицами К. Маркса и Красного Восстания. Здесь располагаются дом батальонного командира, гарнизонная школа, батальонный госпиталь, штаб-лекарский дом и провиантские магазины. По другую сторону улицы Заморской расположились солдатские казармы давшие названия шести Солдатским и Казачьим улицам. Артиллерийский арсенал и пороховой погреб располагались там, где сейчас пребывает площадь Центрального рынка.
Точно установить расположение учреждений в городе двух вековой давности позволяет достаточно подробная легенда плана, насчитывающая 60 позиций, сгруппированных в шесть разделов. В седьмом разделе перечисляются главные городские улицы.
Первый раздел, поименованный: "Описание знатных мест". Включает в себя лишь одно наименование: "Богоявленский собор".
Второй раздел (№№ 2 – 11), называет 8 приходских церквей: Спасскую, Тихвинскую, Владимирскую, Троицкую, Харлампиевскую, Крестовоздвиженскую, Прокопьевскую и Благовещенскую. К этому же разделу отнесены каменная семинария и дом архиепископа.
Третий раздел (№№ 12 – 15), перечисляет: "Каменные и деревянные казённые строения". К данному разделу относятся: наместнический дом, дом правителя наместничества, дом поручика правителя, наместническое правление. В одном доме с наместническим правлением располагаются приказ общественного призрения, библиотека, чертёжная и навигацкое училище.
Стоит отдельно отметить, что, не смотря на то, что третий раздел легенды помечен, как: "Каменные и деревянные казённые строения", в данный список попали лишь постройки связанные с высшим правлением края.
Четвёртый раздел (№№ 16 – 44), получивший общее название: "Палаты", включает наибольшее количество объектов. К данному разделу относятся городские учреждения, связанные с местным самоуправлением, учебные военные заведения. Завершают раздел береговые укрепления Ангары: одно существующее, другое – проектируемое.
Пятый раздел (№№ 45 – 51), имел довольно замысловатое название: "Партикулярное каменное и деревянное знатное строение". Данным термином было обозначено расположение торговых заведений города. Сюда же были отнесены и кузницы.
Шестой раздел (№№ 52 – 60). Последние несколько нумерованных объектов, это купеческие дома, принадлежавшие: Протасову, Солдатову, Резанцеву, Саватееву и заводчику Сибирякову.
Легенду плана завершает раздел, в котором перечислены названия 18 улиц. Порядковые номера улиц заменены заглавными буквами латинского алфавита. Перечислены следующие наименования: Заморская, Спасская, Луговая, Первая Троицкая, Троицкая, Гостиная, Петровская, Семёновская, Вдовья, Перспективная, Владимирская, Торговая, Харлампиевская, Михайловская, Береговая, Сергеевская (литер на чертеже отсутствует). Солёная, Солдатские и Казачьи (указаны под одним литером который стоит на шести улицах).
Перечисленные выше названия улиц, красноречивы, появившиеся в конце XVIII века наименования, стали результатом усилий по организации городской застройки, отражая самобытность и "фольклорный" характер, указывая на тот факт, что эти топонимы рождались самой жизнью. Ведущим мотивом, закрепляющим название улицы становились, фактические особенности географического расположения и исторического контекста. Фамилии первых жителей, как можно предположить вошли в названия следующих улиц: Петровская, Семёновская, Михайловская, Сергиевская. Так же стоит отметить, что часто используемые ныне старые наименования улиц в честь известных купеческих фамилий, стали использоваться, лишь в середине XIX века (11).
Похожие материалы:
Гипотеза о болгарском происхождении гагаузов
Ее приверженцы (И. Градешлиев и другие) считают, что использование термина «гагаузы» в значении самостоятельного этнонима (названия народа) ошибочно и «полностью расходится с действительностью». Отуреченными болгарами гагаузов считал и мо ...
Одежда и обувь восточнославянских народов
Мужская одежда
Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту телесных пропорций и движений и движений человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, ...
Проблема периодизации шишкинских петроглифов
Наибольшую проблему для исследователей представляет периодизация наскальных рисунков. Главными исследователями шишкинских петроглифов являются выдающийся советский археолог, академик АН СССР Алексей Павлович Окладников и иркутский ученый, ...