Шишкинские петроглифы

Эта работа посвящена изучению древних наскальных рисунков – петроглифов, в частности, так называемых «Шишкинских писаниц». Данный памятник истории находится в Качугском районе Иркутской области, на правом берегу Лены, недалеко от села Шишкино. Целью моей работы было изучить историю исследования рисунков, попытаться выяснить их возраст, происхождение, семантику, т.е. смысловое значение изображений. А так же привлечь внимание к проблеме сохранения уникального историко-культурного памятника нескольких эпох. Для этого я прочитала ряд публикаций по данной теме, в частности статьи академика А.П. Окладникова, современных исследователей Л.В. Мельниковой и В.С. Николаева; я сама побывала в Качугском районе, на Шишкинских писаницах и поднималась на высоту 50 метров для того чтобы в реальности увидеть свидетельства древней культуры.

Скалы на берегу Лены сложены красноцветным верхнекембрийским песчаником верхоленской свиты, выходы которого представлены одним или несколькими горизонтальными ярусами, разделенными распадками и ложбинами на отдельные участки. Порода разбита глубокими горизонтальными и вертикальными трещинами на блоки разной величины. На отдельных участках долины крупные блоки занимают различный угол падения – от субвертикального до отрицательного. Вертикальные плоскости с рисунками находятся на разной высоте от современного уровня реки (5 – 100 м).

Петроглифы выполнены в разных техниках: протира, гравировки, выбивки, углубленного желобка; в сочетании протира и гравировки; протира и охры; выбивки, углубленного желобка и протира; имеются также росписи, выполненные темно-красной охрой. Превалирующей является техника протира. Ее широкое распространение объясняется тем, что рисунки наносились на мягкую окрашенную гидроокислами железа породу- песчаник.

Похожие материалы:

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь
Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря своего ученика Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил мо ...

Цыганский национальный костюм
Весьма распространённой является точка зрения, что цыганский народный костюм у женщин всегда был ярким и дополнялся монистами. Ряд авторов признаёт, что покрой одежды испытал влияние разных культур, но в целом, по их утверждению, элементы ...

Шаманство эвенков глазами русских наблюдателей XVIII века
Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам среди прочего сведения по шаманству эвенков, еще не исчерпаны и не изучены полностью. При внимательном изучении, а при необходимости и при лингвистической обработке, такие ...