Курыканы

В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинской культуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья реки Лены. Носителем данной культуры являлся так называемый союз трех курыканов - уч-курыканский племенной союз, сложившийся в Прибайкалье где-то в середине V – начале VI в.

Согласно китайским летописям, курыканы были относительно небольшим народом, способным выставить до 5000 конного войска. Тем не менее, они сумели создать весьма самобытную и развитую культуру. Основным занятием курыкан было скотоводство, они разводили превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, и других животных. Занимались также охотой. Знали они и пашенное земледелие, строили ирригационные сооружения, было развито строительное дело, добыча и обработка металла. Городища - укрепления курыкан, раскопанные по долинам рек Ангара, Лена, Анга, Оса, Куда обычно располагались на возвышенных местах и были защищены глубокими валами и рвами. Весьма разнообразны по внешнему и внутреннему устройству погребальные памятники, которые почему-то встречаются только близ острова Ольхон на Байкале.

Этническая принадлежность курыкан до сих пор вызывает споры - одни исследователи считают их тюркоязычными, другие - монголоязычными. Третьи, чьей точки зрения придерживаются в настоящее время многие ученые, считают, что курыканы являлись племенным союзом, состоящим из трех родов - тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят. Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоял вождь - "сыгин", а возглавлял все три группы Великий сыгин. Господствующую роль в союзе играли тюрки, а тунгусы и протобуряты занимали подчиненную роль. В дальнейшем, как пишет историк Н.П. Егунов, под давлением агрессии киданий в - нач. X в. в Забайкалье, а затем в Предбайкалье вторглись монголоязычные хори-туматы. В результате долгой войны курыканы потерпели поражение. Большая часть их, в основном тюркские группы ушла на Север, дав там начало формированию якутского народа. Монголоязычные курыкане (булагачины и кэрэмучины) остались, смешавшись с пришельцами, ассимилировав при этом часть оставшихся тюрков и тунгусов. В результате всех этих перемещений, слияний и др. процессов движения племен стал складываться современный бурятский народ.

Похожие материалы:

Часовня Иверской иконы Божией Матери
Принадлежит Высоцкому монастырю. Построена в 1853 году, при ней были две кельи. В советское время разрушена, лишь недавно часовню начали восстанавливать. ...

Просвещение и образование
забайкалье декабрист социальный просвещение медицинский Широка была просветительская деятельность декабристов в каторжном крае. Почти во всех программных документах декабристского движения, основой преобразования общества было именно про ...

Освоение Северо-Востока в XIII веке. Хозяйство и быт местного населения
Издавна среди русского населения Северо-Востока бытовали все основные жанры народного творчества. Это прежде всего былины, или, по-местному «Калига», «Илья Муромец». Во всех былинах прославляется герой-богатырь, его богатырская сила, ум, ...