Курыканы

В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинской культуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья реки Лены. Носителем данной культуры являлся так называемый союз трех курыканов - уч-курыканский племенной союз, сложившийся в Прибайкалье где-то в середине V – начале VI в.

Согласно китайским летописям, курыканы были относительно небольшим народом, способным выставить до 5000 конного войска. Тем не менее, они сумели создать весьма самобытную и развитую культуру. Основным занятием курыкан было скотоводство, они разводили превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, и других животных. Занимались также охотой. Знали они и пашенное земледелие, строили ирригационные сооружения, было развито строительное дело, добыча и обработка металла. Городища - укрепления курыкан, раскопанные по долинам рек Ангара, Лена, Анга, Оса, Куда обычно располагались на возвышенных местах и были защищены глубокими валами и рвами. Весьма разнообразны по внешнему и внутреннему устройству погребальные памятники, которые почему-то встречаются только близ острова Ольхон на Байкале.

Этническая принадлежность курыкан до сих пор вызывает споры - одни исследователи считают их тюркоязычными, другие - монголоязычными. Третьи, чьей точки зрения придерживаются в настоящее время многие ученые, считают, что курыканы являлись племенным союзом, состоящим из трех родов - тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят. Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоял вождь - "сыгин", а возглавлял все три группы Великий сыгин. Господствующую роль в союзе играли тюрки, а тунгусы и протобуряты занимали подчиненную роль. В дальнейшем, как пишет историк Н.П. Егунов, под давлением агрессии киданий в - нач. X в. в Забайкалье, а затем в Предбайкалье вторглись монголоязычные хори-туматы. В результате долгой войны курыканы потерпели поражение. Большая часть их, в основном тюркские группы ушла на Север, дав там начало формированию якутского народа. Монголоязычные курыкане (булагачины и кэрэмучины) остались, смешавшись с пришельцами, ассимилировав при этом часть оставшихся тюрков и тунгусов. В результате всех этих перемещений, слияний и др. процессов движения племен стал складываться современный бурятский народ.

Похожие материалы:

Этнические особенности коренных народов
На территории Тюменской области проживают представители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народов Севера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих на территории современной Тюменской области, относят ...

Понятие «нация» в зарубежной и отечественной этнопсихологии
Нередко между понятием «нация» и понятиями «народ», «этнос» ставят знак равенства. В самом деле, французы есть народ, этнос, и они же являются нацией. Отсюда естественно напрашивается вывод: этническая общность (народ) и нация суть одно и ...

Развитие экологического самосознания башкир
Развитие экологического самосознания башкир Отношение человека к природе еще с древнейших времен являлось не только элементом сознания, но и было предметом рассмотрения в процессе формирования наиболее важного этапа становления сознания – ...