Курыканы

В древнетюркское время на территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинской культуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги, долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья реки Лены. Носителем данной культуры являлся так называемый союз трех курыканов - уч-курыканский племенной союз, сложившийся в Прибайкалье где-то в середине V – начале VI в.

Согласно китайским летописям, курыканы были относительно небольшим народом, способным выставить до 5000 конного войска. Тем не менее, они сумели создать весьма самобытную и развитую культуру. Основным занятием курыкан было скотоводство, они разводили превосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, и других животных. Занимались также охотой. Знали они и пашенное земледелие, строили ирригационные сооружения, было развито строительное дело, добыча и обработка металла. Городища - укрепления курыкан, раскопанные по долинам рек Ангара, Лена, Анга, Оса, Куда обычно располагались на возвышенных местах и были защищены глубокими валами и рвами. Весьма разнообразны по внешнему и внутреннему устройству погребальные памятники, которые почему-то встречаются только близ острова Ольхон на Байкале.

Этническая принадлежность курыкан до сих пор вызывает споры - одни исследователи считают их тюркоязычными, другие - монголоязычными. Третьи, чьей точки зрения придерживаются в настоящее время многие ученые, считают, что курыканы являлись племенным союзом, состоящим из трех родов - тюрков, тунгусов (эвенков) и протобурят. Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоял вождь - "сыгин", а возглавлял все три группы Великий сыгин. Господствующую роль в союзе играли тюрки, а тунгусы и протобуряты занимали подчиненную роль. В дальнейшем, как пишет историк Н.П. Егунов, под давлением агрессии киданий в - нач. X в. в Забайкалье, а затем в Предбайкалье вторглись монголоязычные хори-туматы. В результате долгой войны курыканы потерпели поражение. Большая часть их, в основном тюркские группы ушла на Север, дав там начало формированию якутского народа. Монголоязычные курыкане (булагачины и кэрэмучины) остались, смешавшись с пришельцами, ассимилировав при этом часть оставшихся тюрков и тунгусов. В результате всех этих перемещений, слияний и др. процессов движения племен стал складываться современный бурятский народ.

Похожие материалы:

Хозяйственная жизнь Красноярска
Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, ...

Современные проблемы Татарской Республики (Газета "Татарский Мир")
Один из мотивов - и, можно сказать, "мотор" - до крайности решительного требования такой самостоятельности сначала и до последних 2-3-х лет имел прямо и резко выраженный национальный характер: Республика Татарстан приняла на себ ...

Вологда в XV-XVI веках, история строительства Кремля. Софийский собор – памятник архитектуры XVI в.
Много трагического видела Вологда. Ее брали в 1435 году войска мятежного князя Василия Косого. Потом сюда сослали пленного и ослепленного князя Василия II, которому Вологда была отдана в вотчину. Затем город был разорен отрядами «вора» Дм ...