Методика исследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинские писаницы

Страница 1

Научная достоверность произведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенства методики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарного перерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации с приложением прорисовок. К настоящему времени в мире сложилось несколько школ методики фиксации наскальных рисунков:

· Школа Окладникова-методика фиксации с применением кальки;

· Школа итальянского исследователя Эмануэля Анати – методика фиксации с применением полимерных пластиков (папье-маше)

· Школа ученого из Австралии Роберта Беднарика – методика фиксации с применением компьютера.

· Методика фиксации рисунков с помощью фотоаппарата (М.В. Свинина, Л.В. Мельникова)

Выбор методики фиксации памятника зависит от техники выполнения рисунков, характера размещения рисунков, сохранности памятника.

Нам известно, что древние рисунки у деревни Шишкино были обнаружены в ХVIII веке Г.Ф. Миллером и частично скопированы художником экспедиции Люрсениусом – это есть первая, известная нам, методика фиксации памятников древнего изобразительного искусства, применяемая на Шишкинских писаницах.

В 1929 году началось планомерное и научное изучение Шишкинских писаниц под руководством А.П. Окладникова. Применяемая им методика фиксации заключалась в переводе рисунков со скальной поверхности на кальку с предварительной пролиновкой границ рисунка, либо границы рисунка обводились белым карандашом. Кроме этого, А.П. Окладников впервые на памятнике провел выборочную фотофиксацию рисунков.

В 1987 году художником Красноярского художественного фонда В.Ф. Капелько была предпринята попытка копирования рисунков Шишкинских скал на полиэтиленовую пленку и микалентную бумагу. Применяемая методика, как было сказано выше, позволила уточнить детали рисунков и самое главное выявить новые, ранее не известные наскальные изображения. Работа с полиэтиленом во многом похожа на методику калькирования. Микалент обладает следующими качествами: это очень тонкая рулонная бумага, при смачивании становится прозрачной, обволакивает все выступы и трещины, полностью прилегает к скальной поверхности.

Эстамнирование на микалент проводится в несколько этапов. Предварительно скальная поверхность моется. Затем микалентная бумага жестко закрепляется на скале и смачивается. Работа по мокрому микаленту заключается в обозначении контура рисунков. Далее уже сухой микалент затирается краской-газовой сажей, что дает фиксацию рисунков, а так же выявление структуры скальной поверхности. В случае сложных рисунков,выполненных в сочетании нескольких техник делается дубль по полиэтилен. Далее готовый микалент закрепляют на холст для хранения или эксионирования. Закрепление производится на загрунтованную плотную ткань при помощи прозрачных клив. Затем тонируется землянистыми или анилинованными красками.

Методика копирования на микалетн максимально точно передает рисунки, выполненные в разной технике – глубокие выбивки, хорошо протертые, комированные, графированные и даже те, которые не улавливаются глазом.Кроме этого, микалент, натянутый на холст, является прекрасным выстовочным материалом.

В 1989 году была предпринята попытка фотофиксации памятника сотрудниками Иркутского Краевеческого музея Л.В. Мельниковой и М.В. Свининой. Фотосъемка проводилась фотоаппаратом «Nikon» с объективом «Nikon - 50» на аэрофотопленку Тип-17 с применением поляризационных светофильтров. (желтый,голубой в сочетании с поляризационными фильтрами)

Аэрофотопленка Тип-17 оказалась наиболее универсальным материалом с повышенной чувствительностью к зеленым и крассным лучам. Голубой светофильтр применялся в полуденные часы для смягчения контраста. С его помощью фиксировались рисунки, выполненные в технике протирки. Желтый светофильтр применялся в яркие солнечные дни. С его помощью фиксировались рельефные рисунки.Поляризационный светофильтр в сочетании с цветными гасят рефлексы отражения, блики света на скальной поверхности. Фотосъемка с «поляром» зависит от угла падения света и должна совпадать с углом отражения.Фотофиксация дает возможность, не касаясь скальной поверхности различными материалами,фиксировать фактически любые рисунки выполненные в различной технике;точно фиксировать характер скальной поверхности, что дает дополнительную информацию как по состоянию рисунка, так и уточнить отдельные детали рисунка; фотофиксация дает возможность фиксировать композиции рисунков; на фоторграфию можно зафиксировать форму плоскости скалы или кальки, что в дальнейшем помогает исследователю в определении характера расположения фигур в композиции; фотофиксация позволяет проводить и макросъемку рисунков.

В 1990 году были были опробованы на Шишкинских писаницах и такие методы фотофиксации – как ночная съемка с направленным освещением, так и фотосъемка в инфрокрасном излучении и ультрафиолетовых лучах, но данные методики не дали желанных результатов.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры
Механизм этногенеза как инструмент исследования этнокультуры Л.Н. Гумилёв рассматривал этнос как маргинальное образование, находящееся на стыке социального и природного миров и являющееся их связующим звеном. Этнос – это динамическая сис ...

Основание Оренбурга
В начале XVIII в. Петр I проводил активную внешнюю политику. Если на Западе главным для России было закрепиться на берегах Балтийского моря, то на Востоке важной задачей являлось установление широких экономических связей с восточными стра ...

Индийский свадебный обряд
В индусской свадьбе, прежде чем сделать окончательный выбор, родители сравнивают гороскопы юноши и девушки и, если результат оказывается благоприятным, обе стороны обмениваются подарками и происходит сговор. День и час церемонии определяе ...