Заключение

В наскальных изображениях Шишкинских скал раскрывается не только повседневная жизнь, но и мироощущение древних людей, их духовный мир, древние мифы и легенды.

Ценность шишкинских рисунков для истории Прибайкалья определяется не только тем, что они являются документами различных этапов прошлого, но и тем, что документы эти - особого рода, что они освещают прошлое древних обитателей Сибири иначе, чем археологические остатки.

Они, как художественные памятники, рисуют исторический путь, пройденный древними племенами и народами Прибайкалья и их культуру в живых и конкретных образах. Культура и историческое развитие древних обитателей Прибайкалья встают здесь перед нами в ярком и своеобразном освещении, отраженными через призму творческой фантазии и воображения художников былых эпох.

Древние писаницы Лены уникальны тем, что нигде в России в каком- либо одном месте нет такого изобилия и разнообразия наскальных изображений различных времен и народов.

О Шишкинских писаницах знают во многих странах мира. Но, не смотря на это, за прошедшее столетие изображения очень сильно пострадали, не столько от времени, сколько от рук человеческих. Кто бывал на писаницах, мог с горечью и возмущением видеть на древних рисунках многочисленные, нередко огромные надписи, выбитые, выцарапанные и даже выполненные масляной краской. В 50-е годы XX века многие скалы были разбиты, взорваны и уничтожены вместе с находящимися на них рисунками. Поэтому в 1960 г. выполняя требования выдающегося ученого, академика А. П. Окладникова, совет министров РСФСР своим постановлением принял памятник на республиканский учет и хранение. Но, не смотря на это, Шишкинские писаницы по-прежнему страдают от большегрузного транспорта, проходящего по находящейся у подножия памятника автомобильной дороги, а также от рук вандалов.

[1] Г.В. Миллер. История Сибири, т.1 стр.535, М.,1937 г.

[2] Г.Ф. Миллер. История Сибири, т.1 стр.526

[3] А. Щекотов. Словарь географический Российского государства, часть 6, М,; 1808, стр. 179

[4] Семивский. Новейшее любопытное и достоверное повествование о Восточной Сибири, СПб, 1817, стр.152

Похожие материалы:

Разделение сакрального пространства-времени в мифах манси
До создания мира, согласно мифам манси, существовал первозданный хаос. Не было человека и ничего связанного с человеком. Мир был, если можно так выразиться, тотально сакральным. Сакральность была безвременной и не ограниченной пространств ...

Пещера Шульган-Таш как обьект поклонения
Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера Шульган-Таш являлась для местного населения своеобразным святилище ...

Церкви святых Жен-Мироносиц
Две церкви стоят рядом. Обе носят одно название. Малый храм(построен в 1685 году) стал действительно мал для прихожан, и на средства А.А.Солодовникова строится новый. Но и прежний остается, ведь он – один из старейших каменных храмов горо ...