Проблема периодизации шишкинских петроглифов

Страница 1

Наибольшую проблему для исследователей представляет периодизация наскальных рисунков. Главными исследователями шишкинских петроглифов являются выдающийся советский археолог, академик АН СССР Алексей Павлович Окладников и иркутский ученый, кандидат исторических наук Лариса Владимировна Мельникова. Их взгляд на периодизацию существенно различается. А.П.Окладников разработал свою периодизацию в 1959 году. Согласно ей академик выделил 5 хронологических групп, отличающихся, по его мнению, стилем, техникой исполнения, композиционным построением и характером сюжетов.

1. Эпоха палеолита (15-10 тысяч лет назад). К ней он отнес два изображения, представленные образами быка и лошади. Ученый увидел в рисунках особые технические приемы, стиль, крупные размеры, отличные от неолитических рисунков Сибири и общие с красочными пещерными росписями Европы.

2. Эпоха неолита. Значительное место среди этих изображении занимают фигуры лосей и благородных оленей – маралов. Отдельные рисунки объединены в композиции. Концом неолита ученый датировал несколько антропоморфных изображений с так называемыми «шаманскими коронами из перьев» на голове.

3. К эпохе палеометалла ученый отнес «рогатые» антропоморфные фигурки с поднятыми руками и несколько териоморфных фигур. Самыми знаменитыми из них являются: композиция «солярных» лодок, «солнечная лань», фигура мифического зверя, «глотающего солнце» и несколько окаймленных лучами дисковидных предметов.

4. Самую многочисленную группу рисунков составили писаницы эпохи раннего средневековья – 6 – 10 вв. нашей эры. Характерной особенностью данной группы является абсолютное преобладание изображений всадников, а так же отдельных фигур лошадей с узким и длинным туловищем, маленькой головой, с сильной мускулистой грудью и тонкими ногами. Персонажи петроглифов часто составляют многофигурные композиции: хороводы, сцены охоты, перекочевки и др.

5. Поздний пласт – 10-18 вв. представляют изображения, напоминающие раннесредневековые рисунки. Они как бы являются их упрощенными копиями. Их особенностью является определенная схематизация и огрубление создаваемых образов. Исчезает передача движения. Животные воспринимаются статичными. Очертания их принимают прямоугольную форму.

Опубликованная А.П. Окладниковым периодизация петроглифов вызвала оживленную дискуссию среди исследователей в 60-70-х годах 20 века. Одни критиковали академика за то, что его схема основана на косвенных соображениях, или даже на интуиции (А.А. Формозов), другие (Г. И. Пелих) защищали его за стремление рассматривать искусство наскальной живописи во всемирно-историческом масштабе.

Л.В. Мельникова и В.С. Николаев проводили исследования Шишкинских писаниц в течение 20 лет (1987 – 2006 гг.). В основу периодизации наскальных изображений легли следующие критерии:

· Геоморфологический анализ блоков и плоскостей с выделением наиболее и наименее древних

· Анализ скального загара

· Анализ пластов изображений, последовательно нанесенных один на другой

· Анализ техники выполнения рисунков

· Стилистический анализ рисунков

· Сопоставление групп выделенных петроглифов с археологическими материалами стоянок, поселений, городищ и могильников.

В результате исследований были выделены следующие хронологические группы:

1. Петроглифы позднего неолита (4-3 тысячелетие до н. э.). Находятся на высоте 1,5 – 5 метров от условной тропы. Эти рисунки практически полностью сливаются со скальной поверхностью. Среди них присутствуют образы оленей, лосей, кабана; имеются изображения животных неопределенного вида.

2. Петроглифы бронзового века (3 – начало 1 тысячелетия до н.э.). Находятся на той же высоте. Фигуры достаточно крупные, иногда достигают натурально величины изображаемого животного. Некоторые из них выполнены в так называемом «ажурном» (скелетном) стиле. Сюжеты петроглифов этого периода носят ярко выраженный мифологический характер, связанный с промысловой магией, культом плодородия, солярным и лунарным культами.

3. Петроглифы раннего железного века (1 тысячелетие до н.э.). Представлены изображения двух оленей стоящих на цыпочках, оленя с подогнутыми и запрокинутыми за спину рогами и двумя фигурами неопределенного вида.

4. Петроглифы раннего средневековья (1 тысячелетие н.э.). Самая многочисленная группа изображений. Этнически соотносится с населением курумчинской археологической культуры юга Средней Сибири. Датировка большинства из них – 8-11 вв. н.э., хотя некоторые можно датировать и 2-7 вв. н.э. Нанесены на светлые поверхности, которые расположены ниже древних плоскостей. Размеры изображений от 60 см до миниатюр (8-12 см). Рисунки объединены в большие сцены охоты, батальные сцены, сцены перекочевок, движения всадников со знаменами и без них. Имеются и отдельные изображения – лоси, олени, верблюды, всадники. Петроглифы раннего средневековья иногда сопровождаются руническими древнетюркскими надписями.

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

Изучение пещеры Шульган-Таш. Её научное и культурное значение
Пещера Шульган-Таш (Капова) известна местному населению с незапамятных времен. Первые литературные сведения о ней принадлежат русскому географу П.И. Рычкову, который посетил ее зимой 1760 года. Он дал яркое и красочное ее описание, наполн ...

Астрахань и область в годы ВОВ
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. По своему размаху и напряженности, по своим социальным последствиям эта война была колоссальной битвой межу ударными силами миров ...

Пещера Шульган-Таш - место обитания древних людей
Несмотря на достаточно длительные поиски, лишь в последние годы в пещере Шульган-Таш В.Е. Щелинским найдена стоянка палеолитических людей. С ее открытием в 1982 году появилась возможность уточнить и конкретизировать возраст живописи по ге ...