Проблема периодизации шишкинских петроглифов
Наибольшую проблему для исследователей представляет периодизация наскальных рисунков. Главными исследователями шишкинских петроглифов являются выдающийся советский археолог, академик АН СССР Алексей Павлович Окладников и иркутский ученый, кандидат исторических наук Лариса Владимировна Мельникова. Их взгляд на периодизацию существенно различается. А.П.Окладников разработал свою периодизацию в 1959 году. Согласно ей академик выделил 5 хронологических групп, отличающихся, по его мнению, стилем, техникой исполнения, композиционным построением и характером сюжетов.
1. Эпоха палеолита (15-10 тысяч лет назад). К ней он отнес два изображения, представленные образами быка и лошади. Ученый увидел в рисунках особые технические приемы, стиль, крупные размеры, отличные от неолитических рисунков Сибири и общие с красочными пещерными росписями Европы.
2. Эпоха неолита. Значительное место среди этих изображении занимают фигуры лосей и благородных оленей – маралов. Отдельные рисунки объединены в композиции. Концом неолита ученый датировал несколько антропоморфных изображений с так называемыми «шаманскими коронами из перьев» на голове.
3. К эпохе палеометалла ученый отнес «рогатые» антропоморфные фигурки с поднятыми руками и несколько териоморфных фигур. Самыми знаменитыми из них являются: композиция «солярных» лодок, «солнечная лань», фигура мифического зверя, «глотающего солнце» и несколько окаймленных лучами дисковидных предметов.
4. Самую многочисленную группу рисунков составили писаницы эпохи раннего средневековья – 6 – 10 вв. нашей эры. Характерной особенностью данной группы является абсолютное преобладание изображений всадников, а так же отдельных фигур лошадей с узким и длинным туловищем, маленькой головой, с сильной мускулистой грудью и тонкими ногами. Персонажи петроглифов часто составляют многофигурные композиции: хороводы, сцены охоты, перекочевки и др.
5. Поздний пласт – 10-18 вв. представляют изображения, напоминающие раннесредневековые рисунки. Они как бы являются их упрощенными копиями. Их особенностью является определенная схематизация и огрубление создаваемых образов. Исчезает передача движения. Животные воспринимаются статичными. Очертания их принимают прямоугольную форму.
Опубликованная А.П. Окладниковым периодизация петроглифов вызвала оживленную дискуссию среди исследователей в 60-70-х годах 20 века. Одни критиковали академика за то, что его схема основана на косвенных соображениях, или даже на интуиции (А.А. Формозов), другие (Г. И. Пелих) защищали его за стремление рассматривать искусство наскальной живописи во всемирно-историческом масштабе.
Л.В. Мельникова и В.С. Николаев проводили исследования Шишкинских писаниц в течение 20 лет (1987 – 2006 гг.). В основу периодизации наскальных изображений легли следующие критерии:
· Геоморфологический анализ блоков и плоскостей с выделением наиболее и наименее древних
· Анализ скального загара
· Анализ пластов изображений, последовательно нанесенных один на другой
· Анализ техники выполнения рисунков
· Стилистический анализ рисунков
· Сопоставление групп выделенных петроглифов с археологическими материалами стоянок, поселений, городищ и могильников.
В результате исследований были выделены следующие хронологические группы:
1. Петроглифы позднего неолита (4-3 тысячелетие до н. э.). Находятся на высоте 1,5 – 5 метров от условной тропы. Эти рисунки практически полностью сливаются со скальной поверхностью. Среди них присутствуют образы оленей, лосей, кабана; имеются изображения животных неопределенного вида.
2. Петроглифы бронзового века (3 – начало 1 тысячелетия до н.э.). Находятся на той же высоте. Фигуры достаточно крупные, иногда достигают натурально величины изображаемого животного. Некоторые из них выполнены в так называемом «ажурном» (скелетном) стиле. Сюжеты петроглифов этого периода носят ярко выраженный мифологический характер, связанный с промысловой магией, культом плодородия, солярным и лунарным культами.
3. Петроглифы раннего железного века (1 тысячелетие до н.э.). Представлены изображения двух оленей стоящих на цыпочках, оленя с подогнутыми и запрокинутыми за спину рогами и двумя фигурами неопределенного вида.
4. Петроглифы раннего средневековья (1 тысячелетие н.э.). Самая многочисленная группа изображений. Этнически соотносится с населением курумчинской археологической культуры юга Средней Сибири. Датировка большинства из них – 8-11 вв. н.э., хотя некоторые можно датировать и 2-7 вв. н.э. Нанесены на светлые поверхности, которые расположены ниже древних плоскостей. Размеры изображений от 60 см до миниатюр (8-12 см). Рисунки объединены в большие сцены охоты, батальные сцены, сцены перекочевок, движения всадников со знаменами и без них. Имеются и отдельные изображения – лоси, олени, верблюды, всадники. Петроглифы раннего средневековья иногда сопровождаются руническими древнетюркскими надписями.
Похожие материалы:
Общая информация о
Балаклаве
История Балаклавы насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Кто только не жил на этой земле за это время! Греки, римлянине, византийцы, турки, генуэзцы… И это далеко не весь список! Но раньше всех были здесь таврские поселения. Конечн ...
Благовещенье
Великий двунадесятый Богородичный праздник православной церкви (Благовещенье Пресвятой Богородицы). 7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о предстоящем рождении его Иисуса Христа (Об этом событии ...
Традиции национальной государственности Татарстана
Татарский народ имеет многовековую историю национальной государственности. Предки татар образовали первое крупное феодальное государство в Северо-Восточной Европе Волжско-Камскую Булгарию. Многие города, особенно Булгар, стали подлинными ...