Семантика наскальных рисунков

Страница 1

Слово «семантика» греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсь разобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований по этому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой страх и риск, а так же фантазию, разобраться в значении этих рисунков.

С этой точки зрения рисунки можно разделить на несколько групп:

1.Мифологические. В этой группе самым поразительным является изображение дракона, глотающего солнце. Это подтверждение легенды, почему день сменяется ночью. По некоторым восточным, в частности китайским, представлениям – солнце глотает дракон и наступает ночь. Это позволяет сделать вывод, что между жителями Верхней Лены и Китаем существовала некая связь. ( См. приложение 1)

Солярные лодки, перевозящие мертвых в загробный мир. Интересно, что местные племена, умерших не отправляли на лодках по реке, а хоронили, о чем свидетельствуют обнаруженные поблизости захоронения. (См. приложение 2).

2.Антропоморфные, то есть человекоподобные изображения. Среди них наиболее примечательны странные мифические фигуры, имеющие так называемые «шаманские короны из перьев» на голове. Эти фигуры очень вытянуты, практически все изображены в пулуприсяде, с поднятыми либо опущенными руками – вероятно, это обрядовый танец. ( См. приложение 3)

Есть фигуры скелетного вида, это традиционная черта, присущая искусству энеолита, распространенного от Урала до дальнего Востока.

3.Изображения животных. На Шишкинских писаницах много изображений лосей и оленей. Это видимо свидетельствует о том, что они, возможно, были основными объектами охоты. В то же время остается загадкой отсутствие изображений традиционных обитателей этих мест медведей, волков, пушных зверей. Это можно попытаться объяснить тем, что лоси и олени были в какой - то мере священными животными; либо существовало «табу» на изображение пушных зверей; либо шаманизм запрещал изображать опасных для человека зверей, чтобы не «накликать» их появление. Некоторые изображения лосей – достаточно крупные - чуть меньше реального размера, причем внутренняя часть изображения имеет характерные сколы, которые свидетельствуют о том, что древние жители метали копья или стреляли из лука в изображение. Традиционный для многих первобытных племен обряд перед выходом на охоту, чтобы охота была удачной.

4. Жанровые сцены. Вершиной творчества древних художников Верхней Лены является курыканские изображения.

Сцена загонной охоты - это всадники, вооруженные луками, и лоси, на которых, по-видимому, и охотились. Охота - особый ритуал, об этом говорит наличие у некоторых всадников флагов. (См. приложение 4)

Сцена перекочевки – на лошадях нарисована поклажа – свидетельство того, что курыканы вели полукочевой образ жизни. На рисунках присутствуют верблюды, которых использовали как домашних животных, получая шерсть, мясо и молоко. При этом нет изображений груженых верблюдов. Повозки изображены без колёс, на оглоблях, то есть грузы перевозили либо волоком, либо верхом на лошадях, а так же имеются изображения перекочевки с помощью обычных повозок на колесах. Лошади изображены с украшениями, переплетены гривы, хвосты, ноги. Всадники в шлемах, в кольчугах, вооружены луками и стрелами. Шлемы есть обычные и украшенные перьями – свидетельство социального неравенства. Многие всадники в руках держат знамёна. (См. приложение 5)

5. Особую группу составляют петроглифы позднего средневековья – 16-19 века. Этнически эта группа рисунков соотносится с коренным бурятским населением Прибайкалья и русскими казаками. Рисунки выполнены в технике гравировки и тонкими царапанными линиями. Эти рисунки отличаются более примитивным уровнем по сравнению с древними. Это изображения лошадей, всдников с луками и колчанами. Во множестве имеются изображения православных крестов, церковных шатровых куполов, корабликов, схематические, в виде елочки, изображения людей. ( См. приложение 6)

Страницы: 1 2

Похожие материалы:

О южном происхождении хангаласцев
В этногенезе якутов одно из ведущих мест занимали хангаласцы. Академик А.П. Окладников считал их основными «носителями южных элементов в культуре, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер поздней якутской культур ...

Материальная и духовная культура Приенисейского края XVII века
Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края, и начинается еще с ...

Астраханский поэт Мажлис Утежанов
«Я – русский казах» - так гордо писал о себе в стихах наш земляк, поэт и прозаик Мажлис Утежанов. 6 сентября ему бы исполнилось 70 лет. (1935-1998). Он родился в селе Алтынжар Володарского района. Первые стихи начал писать рано, еще в ш ...