Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Страница 5

Сразу после войны очень популярными стали танцы. Уанстеп, бостон, танго, начал входить в моду фокстрот, но по прежнему был любим и вальс. Танцами увлекались повсеместно. В зависимости от социального положения посещали либо демо­кратические танцплощадки, либо дорогие дансинги. Часто устраивались танцевальные кон­курсы, один из которых описан Ремарком в романе «Возвращение»: «Сегодня здесь танцевальный конкурс, и мы все собираемся принять в нем участие. Призы перво­классные . Вилли упражняется в уанстепе, где самое главное быстрота движений . Хорошо танцующие дамы на­расхват. Раздается туш. Некто с хризантемой в петлице выходит и объявляет, что прибывшие из Берлина артисты продемонстрируют сейчас новинку - фокстрот. Этого танца мы еще не знаем, только слышали о нем краем уха Вносят стол на котором расставлены призы; броса­емся туда. На каждый танец - уанстеп, бостон и фокстрот имеется по три приза»[40]. В «Возвращении» Ремарк показал де­мократическую танцевальную площадку, в «Трех товарищах» – дансинг для благополучных людей: «Мы поехали в «Каскад». Это был весьма элегант­ный дансинг с отличным оркестром . Для нас внесли столик, стулья, и, через несколько минут, мы сидели у барье­ра, на отличном месте, откуда была видна вся танцеваль­ная площадка»[41]. В тот период открывалось большое количество дансингов с барами, что показал Ремарк в «Возвращении»: «На углу Хакенштрассе происхо­дит длительная заминка: тут строится новый ресторан с дансингом и вся улица запружена кучами песку, возами с цементом и лесами. Между лесами над будущим входом, уже светятся красные огни вывески «Астория. Дансинг и бар»[42]. О популярности в Веймарской Германии танцев высказывались герои Ремарка. Одна из героинь романа «Три товари­ща» Эрна Бенинг считала, что «если не танцевать, то и жить не захо­чется»[43], и далее: «Мужчине, который не умеет танце­вать, я бы сразу дала отставку»[44]. Эти высказывания и вообще танцевальное поветрие довольно логично объяснимо. Биск И.Я. считает, что увлечение танцами в Германии началось сразу же после Первой мировой войны и продолжалось в течение всех веймарских лет, и экономи­ческая и политическая конъюктура мало сказывалась на их неуемной популярности. Танцами увлекались люди разного возраста и социального положения. В 1932 году из 120 имевшихся в Берлине танцевальных школ 52 были располо­жены в богатой западной части, 24 в мелкобуржуазном центре, 44 – в рабочих северо-восточных кварталах Популярны были и старый вальс, и новые танцы. Лихорадоч­ное веселье являлось реакцией людей на отмену гнетущих ограничений военного времени и вместе с тем полуосоз­нанной попыткой забыть о поражении и его неизбежных по­следствиях [45].

Традиционным видом отдыха в Веймарской Германии был туризм: ближний – пешеходные прогулки, велосипедные, автомобильные, железнодорожные и водные поездки на выходные дни, и дальний – дальние поездки и поездки за пределы Германии во время отпуска. Для Эммы Мершель незабываемым путешествием были девять дней, проведенных с подругами в Верхней Баварии[46]. Свободное время немцы действительно любили проводить на природе, что подтверждают романы Ремарка, Фаллады, многочисленные свидетельства современников. Это и недалекие поездки за город или к морю, куда отправляются Роберт и Патриция: «Над лугами стояло яркое сверкающее утро. Пат и я сидели на лесной прогалине и завтракали. Я взял двухнедельный отпуск и отправился с Пат к морю»[47]. Иоганнес и Эмма Пинненберги познакомились в одной из таких поездок к морю[48], затем пешие прогулки на лоно природы стали практически их единственным развлечением в провинциальном Духерове, где они поселились после свадьбы[49]. Воскресные поездки за город были массовым явлением. Добраться до места отдыха вовсе не означало хорошо отдохнуть. Пинненберги отдавали предпочтение пешим прогулкам именно по этой причине. «И вот они сидят в поезде, который идет в Максфельде. Вагон битком набит, хотя поезд отходит из Духерова в шесть часов утра. Максфельде, Максзее и река Максе тоже приносят разочарование. Всюду полным-полно народу, шумно и пыльно. Тысячи людей приехали из Плаца, на берегу стоят сотни автомашин и палаток. О лодке и думать нечего, те немногие, что имеются, уже давно разобраны»[50]. На природе немцы расслаблялись после трудовой недели, традиционно со спиртными напитками. «Знаете что,- говорит один из трех товарищей в одно­именном романе Ремарка - поедем за город, поужинаем где-нибудь и прихватим бутылку с собой. Там на лоне природы мы ее и выдуем»[51], и чуть ниже с любовью описан­ный Ремарком пейзаж: «Вечер был прекрасен и тих. Бороз­ды свежевспаханных полей казались фиолетовыми, а их мерцающие края были золотисто коричневые. Словно огром­ные фламинго проплывали облака в яблочно-зеленом небе, окружая узкий серп молодого месяца. Куст орешника скры­вал в своих объятиях сумерки и безмолвную мечту. Он был трогательно наг, но уже исполнен надежды, таившейся в почках»[52].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Теоретический аспект исследования
Для того чтобы выявить закономерности определенных сегментов мировоззрения народа - в данном случае пространственно-временной континуум – нужно очертить теоретические рамки исследования. В первую очередь нужно наполнить смыслом понятие « ...

В составе Российской империи
После 3-го раздела Речи Посполитой в 1795 году Щучин вошел в состав Российской империи сначала в качестве местечка Лидского повета Литовской губернии, затем Лидского уезда Гродненской губернии (с 1801 года). Щучин являлся центром волости. ...

История происхождения герба
Герб первоначально составлен "правящим должность герольдмейстера действительным статским советником Волковым", утвержден 8 июня 1782. Поскольку Челябинск в это время относился к Уфимскому наместничеству, в верхней части герба ...