Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Страница 4

В веймарское время наблюдался расцвет немецкого театра, который за­воевал европейское признание. Известный исследователь повседневной жизни Веймарской Республики Биск И.Я. отмечает, что только в одном Берлине было два десятка крупных театров и десять-пятнадцать театров районного значения. Знаменитый немецкий режиссер М.Рейнгардт неустанно экспериментировал и создал синтетический театр, в кото­ром сочетались литература, музыка, скульптура, пантоми­ма и другие искусства[29]. Несмотря на расцвет веймар­ского театра его посещаемость заметно падала, что объяснялось причинами материального и психологического характера. Все сказанное выше подтверждается Ремарком, который описывает и дорого­визну билетов: «Я взял два кресла в ложу, хотя они стоили целое состояние»[30], и то, что театр - времяпрово­ждение для богатых: «У входа толпилась публика. Была большая премьера. Прожектора освещали фасад театра, одна за другой подкатывали к подъезду машины; из них выходили женщины в вечерних платьях, украшенные сверкающими драгоценностями, мужчины во фраках…»[31], и то, что театр был действительно в расцвете: «Музыка к «Сказкам Гофмана» околдовала зал. Она была, как южный ветер, как теплая ночь, как вздувшийся парус под звездами, совсем непохожая на жизнь. Открывались широкие яркие дали. Казалось, что шумит глухой поток не­здешней жизни; исчезала тяжесть, терялись границы, были только блеск и мелодия, и любовь; и просто нельзя было понять, что где-то есть нужда и страдание, и отчаяние, если звучит такая музыка»[32]. В словах Роберта Локампа, героя «Трех товарищей» Ремарка, можно найти объяснение причинам падения интереса к традиционным видам досуга представителей «потерянного покаления»: « Театры, концерты, книги, - я почти утратил вкус ко всем этим буржуазным привычкам. Они не были в духе времени. Политика была сама по себе в достаточной мере театром, ежевечерняя стрельба заменяла концерты, а огромная книга людской нужды убеждала тебя больше всяких библиотек» [33].

Кино начинало входить в моду в Германии лишь после Первой мировой войны. Герои Ремарка и Фаллады часто посещали кинотеатры. Один из героев романа Ремарка высказывает предложение сходить в кино, отмечая, что обойдется это не дороже, чем два часа в кафе [34]. Кино доступно, и посещение кинотеатра было практически единственным развлечением, которое могли позволить себе, перебравшись в Берлин, молодые Пинненберги, герои романа Фаллады[35]. Из многих тематических направлений веймар­ского кино Ремарк глухо упоминает об эротико-порнографических фильмах, которые действительно процве­тали, хотя отнюдь не были единственными. Так Роберт Локамп познакомился с представителем прокатной конторы порногра­фических фильмов[36].

Мощным конкурентом театра в Веймарской рес­публике стал спорт, который был очень популярен, в особенности бокс. На бои продавались билеты, и немцы знали свои ведущих спортсменов. О популярности этого вида спорта говорит тот факт, что когда друг Роберта Локампа Отто Кестер в «Трех товарищах» получил отказ на его приглашение пойти на бой Стиллинга с Уокером, он был ис­кренне удивлен[37]. Популярны были также стрельба, гимнасти­ка, скачки. Причем скачки были популярны у демократических слоев населения, а на тотализаторе играли даже безра­ботные, в надежде получить шальные деньги. Ажиотаж во­круг скачек хорошо показан Ремарком: «Бюро по заключе­нию пари находилось в довольно большом помещении. Спра­ва был табачный киоск, слева – тотализатор. Витрина пе­стрела зелеными и розовыми спортивными газетами и объ­явлениями о скачках, отпечатанными на машинке. Вдоль одной стены тянулась стойка с двумя письменными прибо­рами. За стойкой орудовали трое мужчин. Они были не­обыкновенно деятельны. Один орал что-то в телефон, дру­гой метался взад и вперед с какими-то бумажками, тре­тий, в ярко-фиолетовой рубашке с закатанными рукавами и в котелке, сдвинутом далеко на затылок, стоял за стой­кой и записывал ставки. … К моему удивлению все здесь ходило ходуном. Кругом суетились «маленькие люди» - ре­месленники, рабочие, мелкие чиновники, было несколько проституток и сутенеров»[38]. Новое массовое увлечение 20-х годов - автогонки, в которых были заинтересованы не только спортсмены, но и рекламирующие свою продукцию автомобильные фирмы. Гонщиками являлись как любители, часто весьма состоятельные люди, так и профессионалы. По свидетельству Ремарка день гонок был праздником для многих немцев. «Воскресенье. День гонок. … Треск моторов проносился над гоночной трассой, как пулеметный огонь. Пахло сгоревшим маслом, бензином и касторкой. Чудесный возбуждающий запах, чудесный и возбуждающий вихрь моторов. По соседству, в хорошо оборудованных боксах шумно возились механики. … Кестер представлял са­мого себя, а не какой-нибудь автомобильный завод, и нам приходилось нести самим все расходы»[39]. Помимо скачек, стрельбы, гимнастики, бокса и автогонок в Веймарской Германии очень популярны были футбол, легкая атлетика, теннис, бобслей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Плюрализм в национальной политике и межнациональное взаимодействие в условиях полиэтнической области
После распада СССР в современной России, в первые годы перестройки, отсутствовали какие-либо механизмы регулирования межнациональных отношений. Однако резкое обострение межнациональных противоречий в обществе продиктовало необходимость вы ...

Развитие города
В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие. За два последн ...

Национальный костюм
Стиль одежды крымских караимов - восточный, столь характерный в прошлом для коренных жителей Крыма. На территории бывшего Советского Союза национальная одежда крымских караимов имеется в фондах ряда музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Еди ...