Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников
В веймарское время наблюдался расцвет немецкого театра, который завоевал европейское признание. Известный исследователь повседневной жизни Веймарской Республики Биск И.Я. отмечает, что только в одном Берлине было два десятка крупных театров и десять-пятнадцать театров районного значения. Знаменитый немецкий режиссер М.Рейнгардт неустанно экспериментировал и создал синтетический театр, в котором сочетались литература, музыка, скульптура, пантомима и другие искусства[29]. Несмотря на расцвет веймарского театра его посещаемость заметно падала, что объяснялось причинами материального и психологического характера. Все сказанное выше подтверждается Ремарком, который описывает и дороговизну билетов: «Я взял два кресла в ложу, хотя они стоили целое состояние»[30], и то, что театр - времяпровождение для богатых: «У входа толпилась публика. Была большая премьера. Прожектора освещали фасад театра, одна за другой подкатывали к подъезду машины; из них выходили женщины в вечерних платьях, украшенные сверкающими драгоценностями, мужчины во фраках…»[31], и то, что театр был действительно в расцвете: «Музыка к «Сказкам Гофмана» околдовала зал. Она была, как южный ветер, как теплая ночь, как вздувшийся парус под звездами, совсем непохожая на жизнь. Открывались широкие яркие дали. Казалось, что шумит глухой поток нездешней жизни; исчезала тяжесть, терялись границы, были только блеск и мелодия, и любовь; и просто нельзя было понять, что где-то есть нужда и страдание, и отчаяние, если звучит такая музыка»[32]. В словах Роберта Локампа, героя «Трех товарищей» Ремарка, можно найти объяснение причинам падения интереса к традиционным видам досуга представителей «потерянного покаления»: « Театры, концерты, книги, - я почти утратил вкус ко всем этим буржуазным привычкам. Они не были в духе времени. Политика была сама по себе в достаточной мере театром, ежевечерняя стрельба заменяла концерты, а огромная книга людской нужды убеждала тебя больше всяких библиотек» [33].
Кино начинало входить в моду в Германии лишь после Первой мировой войны. Герои Ремарка и Фаллады часто посещали кинотеатры. Один из героев романа Ремарка высказывает предложение сходить в кино, отмечая, что обойдется это не дороже, чем два часа в кафе [34]. Кино доступно, и посещение кинотеатра было практически единственным развлечением, которое могли позволить себе, перебравшись в Берлин, молодые Пинненберги, герои романа Фаллады[35]. Из многих тематических направлений веймарского кино Ремарк глухо упоминает об эротико-порнографических фильмах, которые действительно процветали, хотя отнюдь не были единственными. Так Роберт Локамп познакомился с представителем прокатной конторы порнографических фильмов[36].
Мощным конкурентом театра в Веймарской республике стал спорт, который был очень популярен, в особенности бокс. На бои продавались билеты, и немцы знали свои ведущих спортсменов. О популярности этого вида спорта говорит тот факт, что когда друг Роберта Локампа Отто Кестер в «Трех товарищах» получил отказ на его приглашение пойти на бой Стиллинга с Уокером, он был искренне удивлен[37]. Популярны были также стрельба, гимнастика, скачки. Причем скачки были популярны у демократических слоев населения, а на тотализаторе играли даже безработные, в надежде получить шальные деньги. Ажиотаж вокруг скачек хорошо показан Ремарком: «Бюро по заключению пари находилось в довольно большом помещении. Справа был табачный киоск, слева – тотализатор. Витрина пестрела зелеными и розовыми спортивными газетами и объявлениями о скачках, отпечатанными на машинке. Вдоль одной стены тянулась стойка с двумя письменными приборами. За стойкой орудовали трое мужчин. Они были необыкновенно деятельны. Один орал что-то в телефон, другой метался взад и вперед с какими-то бумажками, третий, в ярко-фиолетовой рубашке с закатанными рукавами и в котелке, сдвинутом далеко на затылок, стоял за стойкой и записывал ставки. … К моему удивлению все здесь ходило ходуном. Кругом суетились «маленькие люди» - ремесленники, рабочие, мелкие чиновники, было несколько проституток и сутенеров»[38]. Новое массовое увлечение 20-х годов - автогонки, в которых были заинтересованы не только спортсмены, но и рекламирующие свою продукцию автомобильные фирмы. Гонщиками являлись как любители, часто весьма состоятельные люди, так и профессионалы. По свидетельству Ремарка день гонок был праздником для многих немцев. «Воскресенье. День гонок. … Треск моторов проносился над гоночной трассой, как пулеметный огонь. Пахло сгоревшим маслом, бензином и касторкой. Чудесный возбуждающий запах, чудесный и возбуждающий вихрь моторов. По соседству, в хорошо оборудованных боксах шумно возились механики. … Кестер представлял самого себя, а не какой-нибудь автомобильный завод, и нам приходилось нести самим все расходы»[39]. Помимо скачек, стрельбы, гимнастики, бокса и автогонок в Веймарской Германии очень популярны были футбол, легкая атлетика, теннис, бобслей.
Похожие материалы:
Культура межнационального взаимодействия
Оренбуржье представляет собой уникальное в этническом плане образование, на бескрайних просторах которого сформировалась одна из наиболее сложных полиэтнических систем, отличающаяся исключительным разнообразием этносоциальных элементов, п ...
Культура водопользования народов Крыма
Крымский полуостров недостаточно обеспечен водными ресурсами, и поэтому у всех народов, населявших этот край в разные исторические эпохи, существовало трепетное отношение к источникам пресной воды, а рациональное водопользование являлось ...
Архитектура
Наиболее заметны достижения архитектуры 18 века. Это в основном т.н. «храмовое строительство» - то есть строительство церквей.
Многие из них сохранились и доныне.
Таблица 1. Церкви Вологды 18 века[3]
№
Название церкви, часовни, м ...