Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Страница 6

Местами отдыха были также городские парки и луна-парки с каруселями, американскими горками, чертовым колесом и другими ат­тракционами, столь красочно описанными Ремарком в «Трех товарищах»: «Шарманщики – передовые форпосты луна-парка. Меланхолические нежные звуки. На потертых бархатных на­кидках шарманок можно увидеть попугая или маленькую озябшую обезьянку в красной суконной курточке. Резкие выкрики торговцев. Они продают состав для склеивания фарфора, алмазы для резки стекла, турецкий мед, воздушные шары и материи для костюмов. Холодный синий свет и острый запах карбидных ламп. Гадалки, астрологи, ларьки с пряниками, качели - лодочки, павильоны с аттракциона­ми. И, наконец, оглушительная музыка, пестрота и блеск – освещенные как дворец, вертящиеся башни карусели . на «американских горках» .был самый большой оркестр. Из позолоченных ниш, по шесть из каждой, выходили фанфари­сты. Размахивая фанфарами, прижатыми к губам, они огла­шали воздух пронзительными звуками, поворачивались во все стороны и исчезали. Это было грандиозно. Мы уселись в большую гондолу с головой лебедя, и понеслось вверх и вниз. Мир искрился и скользил, он наклонялся и провали­вался в черный туннель, сквозь который мы мчались сквозь барабанный бой, чтобы тут же вынырнуть наверх, где нас встречали звуки фанфар и блеск огней . А теперь на чертово колесо . Это был большой и гладкий круг, ко­торый вращался с нарастающей скоростью. Надо было удер­жаться на нем . Путь через лабиринт привидений был полон неожиданностей. Едва мы сделали несколько шагов, как под нами зашатался пол, чьи-то руки ощупывали нас в тем­ноте, из-за углов высовывались страшные рожи, завывали привидения . Пат испугалась черепа, освещенного зеленым светом. … Мы направились к павильону, где набрасывали гуттаперчевые кольца на крючки»[53].

Несомненно, в годы Веймарской Республики расширились «масштабы» досуговой культуры. К традиционным видам досуга: печатному слову, театру, ферейнам и туризму добавились новые виды отдыха: радио, кино, спорт, эстрада, танцы, аттракционы. По прежнему традиционным видом развлечений для городских и сельских жителей оставалось посещение локалей, однако специфика веймарского времени - поляризация общественной жизни, существенно сказалась на политизации такого популярного для немцев отдыха, ставшего даже опасным для жизни. В последние годы республики можно смело утверждать о политизации всей досуговой культуры Германии.

[1] Фаллада Х. Маленький человек, что же дальше? У нас дома в далекие времена. М., 1983. С. 191-192.

[2] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 332.

[3] Там же. С. 324.

[4] Штейдле Л. От Волги до Веймара. Мемуары немецкого полковника, командира полка 6-й армии Паулюса. М., 1975. С. 76.

[5] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить и время умирать. М., 1960. С. 53.

[6] Генри Э. Первые щаги // Новый мир. 1989. №. 10. С. 223.

[7] Изаков Б.Р. В наш романтический век: Двадцатые-тридцатые-сороковые. М., 1977. С. 22.

[8] Артемов В.А., Кардашова Е.В. Фридрих Эберт – первый президент Германии. Воронеж. 2001. С. 35.

[9] Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново. 1991. С. 117

[10] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 40.

[11] Ремарк Э.М. Черный обелиск. М., 1993. С 147.

[12] Ремарк Э.М. Возвращение. Минск. С. 363.

[13] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 31.

[14] Ремарк Э.М. Три товарища. М., 1992. С. 46.

[15] Александров В.А. На чужих берегах. М., 1987. С. 117.

[16] Ремарк Э.М. Три товарища. Время жить, время умирать. М., 1960. С. 282.

[17] Там же. С. 283.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Училище в Тагиле
Еще Акинфий Никитич в 1740 году на базе Невьянской школы (1709) основал арифметическое училище. Через 18 лет школу полностью перевели в Нижний Тагил и объединили с местным училищем. Никита Акинфиевич, заинтересованный в достаточно высоком ...

Васильев вечер (Коляда)
Канун Нового года приходился на 31 декабря. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, память которого христианская церковь чтит 14 января (Васильев день). Другое более архаичное название праздничного вечера – «Коляда» ...

Лингвистическая характеристика
Официальный язык Саудовской Аравии – стандартный арабский, относящийся к западно-семитской группе афразийской семьи. Один из его диалектов – классический арабский, в виду своего архаического звучания в настоящее время применяется главным ...