Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Страница 3

Готтфрид Ленц, один из «трех товарищей», погиб в результате стычки после пивного митинга от рук «наглых молодчиков в желтых крагах и униформе»[17]. Сослуживец Пинненберга, из романа Фаллады, Лаутенбарх от скуки «пошел в нацисты», стал посещать «пивные митинги» и тем «самым утолил свою скуку по полноценной жизни: он мог драться почти каждое воскресенье, а по вечерам и в будни»[18].

Небезызвестный мюнхенский путч 1923 г. «явился следствием посещения» нацистами заседания монархистов в пивной Мюнхена «Бюргербройкеллер». Вот некоторые оценки современников этого «действа». «8 ноября 1923 года, примерно без четверти девять вечера, после того как Кар уже полчаса говорил перед трехтысячной оравой бюргеров, седящих за нетесанными столами и попивающих пиво из больших глиняных кружек, штурмовики СА окружили «Бюргербройкеллер» и Гитлер стремительно вошел в зал»[19]. И в итоге: « … ничто не могло бы сильнее развлечь завсегдатаев пивной. Они были в восторге…»[20].

Конечно же, локали были местом не только употребления пива и проведения политических митингов. В пивных немцы отмечали свадьбы, дни рождения, праздники: Рождество, масленицу. Рождество герои «Трех товарищей» отмечали в «Интернационале». «Старый прокопченный зал был почти неузнаваем. Огни на елке ярко горели, и их теплый свет отражался во всех бутылках, бокалах, в блестящих никелевых и медных частях стойки»[21]. «Гостями» масленицы они оказались неожиданно, зайдя в кафе, где почти все места были заняты. «Играл женский ансамбль, и все шумно веселились. На оркестрантках красовались пестрые бумажные шапки, многие посетители были в маскарадных костюмах, над столиками взвивались ленты серпантина, к потолку взлетали воздушные шары, кельнеры с тяжело нагруженными подносами сновали по залу. Все было в движении, гости хохотали и галдели»[22]. На вопрос, «что здесь происходит?», молодая блондинка швырнула в героев «Трех товарищей» пригоршню конфети и заявила: « Вы что, с луны свалились? …. Разве вы не знаете, что сегодня первый день масленицы?»[23].

Чрезмерное увлечение немцев спиртными напитками, особенно в «инфляционные годы» и их негативные последствия, подтверждаются романами Ремарка, Фаллады, свидетельствами очевидцев. «В описании жизни немцев, в культуре, литературе, театре и кино ярко отражалось это опасное и тревожное время, когда нужда разрушала мораль и люди старались забыться в пьянстве, жажде громких сенсаций и эксцентрических удовольствий. Как грибы росли ночные клубы. Обнаженные танцоры демонстрировали себя аплодирующей аудитории, опьяненной спиртным и похотью. Это была эпоха садизма и мазохизма, всевозможных извращений и чудачеств. Бурно расцвели гомосексуализм и астрология»[24]. Может быть, в несколько утрированном виде изобразил атмосферу того времени Фаллада: «…есть повсюду героин, кокаин и морфий… нагие танцовщицы, французское шампанское и американские сигареты… грипп, голод, отчаянье, разврат, преступление»[25]. Конечно центром развлечений веймарского времени был Берлин. Однако на характеристике Берлина 20-х годов сказывались политические пристрастия современников. Американский журналист У. Ширер тосковал по старому Берлину времен республики. Для него Берлин того времени ассоциировался с атмосферой беззаботности, свободы и цивилизации. «Женщины с вздернутыми носиками и коротко подстриженные «под мальчика», и молодые мужчины … сидели с тобой ночь напролет и что-то обсуждали умно и страстно» [26]. Для Й. Геббельса, который в 1926 г. был назначен нацистской партией гауляйтером Берлина город предстал другим: «… бескрайняя бетонная пустыня с современными уродливыми зданиями, населенная четырьмя миллионами обитателей, которые, казалось вечно спешили, подгоняемые необъяснимым желанием все успеть и ухватить от жизни как можно больше, мечтающие сделать Берлин самым «американским» городом в Европе» [27]. И вместе с тем – Берлин «город лучших в мире театров, город самых разнообразных и порочных развлечений, город, где все было возможно» [28].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Интеллигенция Омска в эпоху первой российской революции
Разразившаяся в 1905 году первая российская революция всколыхнула все слои населения. Ведь революцию ожидали все. Одни – с глубокой тревогой, другие – с нескрываемой надеждой. Политическое брожение постепенно охватило все слои омского нас ...

Цыганская кухня
Кухня цыган-рома довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, говядину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля. Как и каждый народ, цыгане имеют и свои национальные блюда ...

Деятельность национальных объединений и регуляция этой деятельности
Ошибочно считать, что федерализация по национальному признаку обеспечит сохранение этнической культуры. В основном, такая система выгодна для национальных элит, но не для сохранения национального языка и традиций. Нас разделяют символы пр ...