Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Страница 2

Советский журналист Изаков Б.Р. отмечал, что у немецких рабочих сложилась традиция устраивать в пивных собрания, совмещая приятное с полезным. Тогда пивная приобретала статус «партайлокаля», а ее владелец становился «партайгеноссе»[7]. Так первый президент Веймарской республики Ф.

Эберт с 1894 г. был владельцем трактира и предоставлял рабочим верхний зал для проведения собраний[8]. Объявление того времени гласило: «Фриц Эберт. Брандштрассе, 16. Ресторан, пивная, бильярд. Высшего качества напитки и превосходные блюда. Помещение для собраний клубов и обществ» [9].

Локали посещали главным образом мужчины, женщины бывали в пивных гораздо реже, особенно одни без мужа или другого сопровождающего мужчины. Местом дневного отдыха женщин были кондитерские – сугубо «женские» заведения. У Ремарка в «Трех товарищах» есть эпизод, когда главный герой по ошибке зашел в такое кафе и «испуганно отшатнулся. Все помещение было переполнено болтающими женщинами. Я попал в типичную дамскую кондитерскую»[10].

Локали веймарского времени всегда или почти всегда имели четкую направленность, там собирались единомышленники. Ремарк в «Черном обелиске» рассказывает о так называемой келье поэтов в гостинице «Валгалла», « …на стенах висят фотографии и гравюры, изображающие немецких классиков, романтиков и некоторых современных авторов, …здесь собираются члены клуба поэтов, а также избранная городская интеллигенция. Собрания проходят раз в неделю. Время от времени здесь появляется даже главный редактор местной ежедневной газеты»[11]. В романе «Возвращение» один из героев с упоением рассказывает о своем клубе стрелков, члены которого устраивают балы, кегельные конкурсы, хвастается замечательным и недорогим пивом в их баре, описывает уют бара, как будто это его родной дом[12]. И в «Трех товарищах» есть описание кафе, которое «представляло собой большой темный, прокуренный, длинный как кишка, зал, с множеством боковых комнат. Впереди рядом со стойкой стояло пианино… В боковых комнатах кафе проводили свои собрания торговцы скотом, иногда там собирались владельцы кафе и балаганов» [13].

Оформление локалей соответствовало определенной политической ориентации: на стенах висели соответствующие картины, портреты депутатов или политических лидеров, продавались соответствующие сувениры. Когда в романе Ремарка нацист зашел в пивную, принадлежавшую демократически настроенному владельцу из компании «трех товарищей» и попытался там вести пропагандистские речи, он быстро понял, что ему лучше побыстрее оттуда убраться. Ремарк представил свое логичное объяснение значению локалей для немцев веймарского времени: когда человек находится среди единомышленников, то ему не так страшно сталкиваться с окружающей его действительностью: «Стены бара расступились, и это был уже не бар – это был уголок мира, укромный уголок, полутемное укрытие, вокруг которого бушевала вечная битва хаоса, а внутри в безопасности приютились мы, загадочно сведенные вместе, занесенные сюда сквозь сумеречные времена» [14].

Политическую направленность локалей подтверждают и другие источники. Например, наблюдения русского современника в Берлине: «В «Люнте» собирались «левые». Здесь можно было перекусить и выпить в любое время дня и ночи. На деревянных скамейках были разложе­ны воззвания «Союза красных фронтовиков» Посетители приветствовали друг друга поднятым кулаком. У входа всегда дежурили полдюжины крепких парней на случай вне­запного нападения СА . Я часто заходил сюда поиграть в шахматы» [15].

Сочетание отдыха с пивом и политики в Веймарской Германии приводило к частым, иногда даже кровопролитным столкновениям между представителями партийных армий: монархистов, коммунистов, социал-демократов, нацистов и др. Этому можно найти подтверждения в романах и Ремарка и Фаллады. Развлечения в пивных выглядели следующим образом: «В зале поднялся рев и грохот. … Звякнуло стекло и кто-то вылетел из окна. … Все были вооружены ножками от стульев и пивными кружками; они дрались, ожесточенно вцепившись друг в друга. Огромный плотник отделился от дерущихся и, заняв удобную позицию, продолжал бой: всякий раз, заметив голову противника, он ударял по ней кругообразным движением … совершенно спокойно, словно колол дрова»[16].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Выводы
Крымские караимы - один из малочисленных народов Крыма. Караи, проживающие на территории Крыма, считают себя самостоятельным народом. Караимами называют представителей народа, исповедующего религиозное учение караимизм, которое основано ...

Борьба против крепостнической системы
Развивались феодальные отношения. Казацкая старшина, шляхта и духовенство стремились сохранить и усилить феодальный гнет. С укреплением крупного феодального землевладения и активизаций товарно-денежных отношений увеличивались повинности к ...

Нурлан Коянбаев, фронтмен сборной команды КВН Astana.kz
Интервью. - Привет, Нурлан! Расскажи, пожалуйста, о первых впечатлениях после игры. Вы довольны результатом? - 1/4 финала - это исторический момент для нас. Команда никогда не переступала этот барьер. Конечно, игра изначально давила пси ...