Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Страница 2

Советский журналист Изаков Б.Р. отмечал, что у немецких рабочих сложилась традиция устраивать в пивных собрания, совмещая приятное с полезным. Тогда пивная приобретала статус «партайлокаля», а ее владелец становился «партайгеноссе»[7]. Так первый президент Веймарской республики Ф.

Эберт с 1894 г. был владельцем трактира и предоставлял рабочим верхний зал для проведения собраний[8]. Объявление того времени гласило: «Фриц Эберт. Брандштрассе, 16. Ресторан, пивная, бильярд. Высшего качества напитки и превосходные блюда. Помещение для собраний клубов и обществ» [9].

Локали посещали главным образом мужчины, женщины бывали в пивных гораздо реже, особенно одни без мужа или другого сопровождающего мужчины. Местом дневного отдыха женщин были кондитерские – сугубо «женские» заведения. У Ремарка в «Трех товарищах» есть эпизод, когда главный герой по ошибке зашел в такое кафе и «испуганно отшатнулся. Все помещение было переполнено болтающими женщинами. Я попал в типичную дамскую кондитерскую»[10].

Локали веймарского времени всегда или почти всегда имели четкую направленность, там собирались единомышленники. Ремарк в «Черном обелиске» рассказывает о так называемой келье поэтов в гостинице «Валгалла», « …на стенах висят фотографии и гравюры, изображающие немецких классиков, романтиков и некоторых современных авторов, …здесь собираются члены клуба поэтов, а также избранная городская интеллигенция. Собрания проходят раз в неделю. Время от времени здесь появляется даже главный редактор местной ежедневной газеты»[11]. В романе «Возвращение» один из героев с упоением рассказывает о своем клубе стрелков, члены которого устраивают балы, кегельные конкурсы, хвастается замечательным и недорогим пивом в их баре, описывает уют бара, как будто это его родной дом[12]. И в «Трех товарищах» есть описание кафе, которое «представляло собой большой темный, прокуренный, длинный как кишка, зал, с множеством боковых комнат. Впереди рядом со стойкой стояло пианино… В боковых комнатах кафе проводили свои собрания торговцы скотом, иногда там собирались владельцы кафе и балаганов» [13].

Оформление локалей соответствовало определенной политической ориентации: на стенах висели соответствующие картины, портреты депутатов или политических лидеров, продавались соответствующие сувениры. Когда в романе Ремарка нацист зашел в пивную, принадлежавшую демократически настроенному владельцу из компании «трех товарищей» и попытался там вести пропагандистские речи, он быстро понял, что ему лучше побыстрее оттуда убраться. Ремарк представил свое логичное объяснение значению локалей для немцев веймарского времени: когда человек находится среди единомышленников, то ему не так страшно сталкиваться с окружающей его действительностью: «Стены бара расступились, и это был уже не бар – это был уголок мира, укромный уголок, полутемное укрытие, вокруг которого бушевала вечная битва хаоса, а внутри в безопасности приютились мы, загадочно сведенные вместе, занесенные сюда сквозь сумеречные времена» [14].

Политическую направленность локалей подтверждают и другие источники. Например, наблюдения русского современника в Берлине: «В «Люнте» собирались «левые». Здесь можно было перекусить и выпить в любое время дня и ночи. На деревянных скамейках были разложе­ны воззвания «Союза красных фронтовиков» Посетители приветствовали друг друга поднятым кулаком. У входа всегда дежурили полдюжины крепких парней на случай вне­запного нападения СА . Я часто заходил сюда поиграть в шахматы» [15].

Сочетание отдыха с пивом и политики в Веймарской Германии приводило к частым, иногда даже кровопролитным столкновениям между представителями партийных армий: монархистов, коммунистов, социал-демократов, нацистов и др. Этому можно найти подтверждения в романах и Ремарка и Фаллады. Развлечения в пивных выглядели следующим образом: «В зале поднялся рев и грохот. … Звякнуло стекло и кто-то вылетел из окна. … Все были вооружены ножками от стульев и пивными кружками; они дрались, ожесточенно вцепившись друг в друга. Огромный плотник отделился от дерущихся и, заняв удобную позицию, продолжал бой: всякий раз, заметив голову противника, он ударял по ней кругообразным движением … совершенно спокойно, словно колол дрова»[16].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие материалы:

Административно-законодательные условия деятельности церкви на территории Смоленской области во время оккупации
“Нацистская церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношением нацистов к славянам вообще к русским в частности. Файерсайд в работе “Крест и свастика” насчитывает до семи взаимно исключающих друг друга подходов: на ...

Теория о тюркском происхождении гагаузов
Ее придерживаются гагаузские исследователи Г. А. Гайдаржи, М. Н. Губогло, Д. Н. Танасогло, С. С. Курогло, М. В. Маруневич, А. Макриш, а также большая часть зарубежных ученых. К ним относятся: К. Иречек, Н. К. Дмитриев, Н. А. Баскаков, Л. ...

Современная панорама Свято-Вознесенского собора города Алматы
Всякий город запечатлевается в памяти в первую очередь зрительными образами, которые претерпевают сложные превращения в глубинах нашей души. Картины современного Алматы остаются в памяти со сверкающими жемчужными горнами вершинами и радуж ...