Календарная традиция

Страница 8

Сакрализация и символическое значение огня отчасти сохранились до сих пор. Символ огня служит внешним выражением общности национальных чувств. Огонь зажигают в дни больших торжеств и в местах захоронений погибших в годы войны.

Древний славянский культ - поклонение земле. Во время споров клялись и ели землю. Отправляясь в дорогу, брали с собой горсть родной земли. Свою территорию (двор, улицу, станицу, родину) защищали.

Особым поклонением пользовались родники, которым приписывалась чудодейственная сила. В засуху устраивали крестные ходы к святым источникам и молились о дожде. Вызывали дождь обливанием водой. В

Великий четверг кропили жилища, купались и поили родниковой водой больных. В Ейске на Аграфену Купальницу молодежь до захода солнца купалась в море и лимане. Согласно архаическим славянским воззрениям, солнце по вечерам погружается в морские воды, а утром, умывшись, вновь предстает чистым и свежим. Воду почитали живым соком, дарующим жизнь и плодородие.

На Троицу принято было водить "кукушку", которую изображала девушка, украшенная цветами и растительностью. Вероятно, кукушка осмысливалась как воплощение природы в образе птицы. Образы любовной пары - Мыланки и Василя - встречаются в новогодних щедровках.(169,с.263)

Неотъемлемая часть календарных обрядов - пляска. Для импровизаций святочной козы характерны вихляния корпуса, угловатые движения рук, прыжки, напоминающие движения животного. Ряженая толпа создавала сложную хореографическую мозаику. "Музыкой" служили звон, лязг, стук печных заслонок, коровьих ботало, крышек от кастрюль. Оглушительная какофония соответствовала дисгармонии пластики ряженых. В танце каждый мог проявить свою индивидуальность. Хореография святочных ряженых по своей природе архаична. По представлениям народа скакать могут нечеловеческие, зооморфные, демонологические существа. Отсюда выражение: "скакать как коза", то есть вести себя нелепо.(95,с.85-95)

В хороводах, приуроченных к Троице и "Костроме", воплощалось главное свойство сложных жанров - синкретичность. Танец, как, впрочем, ворожба, игры, изменение внешнего облика считались церковью бесовством. Для того, чтобы очиститься от греха, на Богоявление купались в "иордани" и рисовали кресты на стенах домов.

Деструктивное поведение, формировалось спонтанно, но все же имело тесную связь с обрядом. Изживание молодежной агрессии происходило с помощью игр и забав, выходящих за рамки установленных обществом порядков и правил. (51-52) Этот тип поведения был распространен как в западном, так и восточном географических ареалах.

С календарным годом связаны верования в магию начала, а также обязательные и желательные ритуалы начала. В первый день нового года в дом должен войти мужчина, тогда весь год хозяевам будет "в руку". Чихнувший за праздничным столом получал от хозяина подарок. В сочельник, прежде чем внести в хату сено, детей сажали на трех порогах и просили "поквохтать", чтобы куры хорошо неслись.

По погоде в первый день года делали прогноз на предстоящий период. Если на новый год ветер и туман - год будет неурожайный. Заморозки и снег с Покрова обещали безвременную зиму, а до Дмитрия (26 октября по ст. ст.) - непостоянную и гнилую. 1 июня в "девятую пятницу" не работали, боялись градобития. Ненастье несла "сухая бабка". (217, с.с. 141-143)

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Похожие материалы:

Деятельность национальных объединений и регуляция этой деятельности
Ошибочно считать, что федерализация по национальному признаку обеспечит сохранение этнической культуры. В основном, такая система выгодна для национальных элит, но не для сохранения национального языка и традиций. Нас разделяют символы пр ...

Политическая история ногайцев в XVII-XIX вв.
В начале XVII в. часть ногайцев уже обитала на севере Крымского полуострова. «Ногайские татары,— писал итальянский автор этого времени,— живут вне полуострова и граничат с Россией (т. е. Малороссией), Московским государством и стороной че ...

Изменения в хозяйстве коренного населения Северо-Востока
В связи с дальнейшим совершенствованием орудий труда наблюдается все большая специализация в хозяйстве местных народов. Выделение основных занятий происходило в тесной зависимости от природных условий. Племена, заселявшие внутренние район ...