О южном происхождении хангаласцев
В этногенезе якутов одно из ведущих мест занимали хангаласцы. Академик А.П. Окладников считал их основными «носителями южных элементов в культуре, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер поздней якутской культуры».
Предполагается, что этноним «канглас=ханалас» связан с названием канглов, создавших в последних веках до нашей эры племенной союз в бассейне Сыр-Дарьи. В IХ-Х вв. они вошли в состав печенежско-огузского объединения. Известный казахский тюрколог А.Т. Кайдаров предполагает языковую близость канглы/ханылы III-I вв. до н.э. с древними тюрками. Они также сыграли важную роль в образовании казахского народа, войдя в его состав как один из основных слагаемых. Так, в родо-племенной стуктуреказахов до начала ХХ в. выделялось четыре объединения канглы: ак ханглы, хара ханглы, сары хаглы, кех ханглы, согласно их географическому размещению.
Вопрос о происхождение якутского народа и его культуры И.В. Константинов называет «одним из самых сложных вопросов древней истории Северо-Восточной Азии». И.В. Константинов выделил четыре периода в формировании якутского народа: докурыканский (гуннский), с конца I тысячелетия до н.э. и до VI в. н.э.; курыканский – VI-Х вв.; монгольский – XI-XIII вв.; якутский – XV-XVI вв.
А.П. Окладников по вопросу о формировании якутской народности высказал мнение: «Итак, по преданию, записанному в XIX-XX вв., весь процесс образования якутской народности происходил на нынешней территории расселения якутов, в пределах современной Якутии, на Средней Лене». А Г.В. Ксенофонтов утверждал: «Процесс постепенного образования якутского племени, его языка, материальной и духовной культуры… нельзя связывать с территорией современной Якутской республики…Якутский народ не является историческим новообразованием. Якуты, несомненно, народ древний, а культура их старинная».
А.П. Окладников к несколько иной, чем Ксенофонтов, версии о датировкепереселения якутов пришёл, по-видимому, на основе данных памятника И.Г. Шадрина и легенды о родословной Хангаласского улуса, записанной Саввой Слепцовым, где в обоих источниках прибытие Эллэя на Среднюю Лену связывается с временем царствованияИвана Грозного. Родословная Хангаласского улуса, записанная в конце XIX в. якутом Сатинского наслега Западно-Кангаласского улуса Саввой Слепцовым гласит: «Кангаласский улус происходит из татар следующим образом: во время побеждения татар славнейшим из разбойников Ермаком Тимофеевым и покорения под всероссийский престол привладенных татар по имени Шурихан, сын его владения, называемый Эльдей, удалился из своего отечества и плыл по реке Лене на плотах…»
В другом варианте родословной Хангаласского улуса, обнаруженном А.П. Окладниковым в 1946 г. на каменном надмогильном памятнике жителя Хахсытского наслега И.Г. Шадрина, представлена следующая генеалогическая схема:
«1574 (года) во время царя Иоанна Васильевич Грозын околень Эльяй. 1. Кюабан. 2. Хордокогосун. 3. Дойдуса Дархан. 4. Мунян. 5. Тыгын. 1660 во время царя Алексей Михайлович. 6. Чемчон. 7. Тюрюкей. 8. Ута. 9. Тиаса. 10. Мотун. 11. 1770 года во святом наречённый Павала Шадр. 12. Алексей Шадр. 13.Галактион Шадрь. 14. Иоань Шадрь. 15.Колено от Эльяя.»
А.П. Окладников поясняет: « Памятник этот, как видно из продолжения надписи, сооружен в 1887 году на могиле Ивана Галактионовича Шадрина, родившегося в 1808г. и умершего в октябре 1886г.
Отнесение в обоих вариантах кангаласских родословных – Слепцова и Шадрина – легендарного первопредка Эллэя, или Эльдея, ко времени Ивана Грозного, то есть к XVI столетию, несомненно явилось результатом позднейшего знакомства якутов с русским фольклором, но в нём может быть зерно истины».
Похожие материалы:
Развитие образовательной системы и подготовка кадров народной
интеллигенции
В период с середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ в. Происходило развитие образования в ДАССР. На начало 1965/66 учебного года в 515 начальных, 627 восьмилетних и 213 средних школах республики обучалось около 276,5 тыс. учащихся. Особенно ...
Изготовление изделий из листового металла
Существует несколько способов обработки листового металла: отрезка, обрезка, вырубка, просечка, гибка, завивка и скручивание, а также формовка и выколотка, чеканка и штамповка, басменная обработка и давильные работы на станках. Кроме этог ...
Пушкин на Южном Урале
урал пушкин краеведческий
Главной целью классного часа является, используя историко-художественный потенциал региона, создать условия для формирования национального самоопределения личности, дать историко-культурный портрет Южного Урала ...