О южном происхождении хангаласцев

Страница 1

В этногенезе якутов одно из ведущих мест занимали хангаласцы. Академик А.П. Окладников считал их основными «носителями южных элементов в культуре, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер поздней якутской культуры».

Предполагается, что этноним «канглас=ханалас» связан с названием канглов, создавших в последних веках до нашей эры племенной союз в бассейне Сыр-Дарьи. В IХ-Х вв. они вошли в состав печенежско-огузского объединения. Известный казахский тюрколог А.Т. Кайдаров предполагает языковую близость канглы/ханылы III-I вв. до н.э. с древними тюрками. Они также сыграли важную роль в образовании казахского народа, войдя в его состав как один из основных слагаемых. Так, в родо-племенной стуктуреказахов до начала ХХ в. выделялось четыре объединения канглы: ак ханглы, хара ханглы, сары хаглы, кех ханглы, согласно их географическому размещению.

Вопрос о происхождение якутского народа и его культуры И.В. Константинов называет «одним из самых сложных вопросов древней истории Северо-Восточной Азии». И.В. Константинов выделил четыре периода в формировании якутского народа: докурыканский (гуннский), с конца I тысячелетия до н.э. и до VI в. н.э.; курыканский – VI-Х вв.; монгольский – XI-XIII вв.; якутский – XV-XVI вв.

А.П. Окладников по вопросу о формировании якутской народности высказал мнение: «Итак, по преданию, записанному в XIX-XX вв., весь процесс образования якутской народности происходил на нынешней территории расселения якутов, в пределах современной Якутии, на Средней Лене». А Г.В. Ксенофонтов утверждал: «Процесс постепенного образования якутского племени, его языка, материальной и духовной культуры… нельзя связывать с территорией современной Якутской республики…Якутский народ не является историческим новообразованием. Якуты, несомненно, народ древний, а культура их старинная».

А.П. Окладников к несколько иной, чем Ксенофонтов, версии о датировкепереселения якутов пришёл, по-видимому, на основе данных памятника И.Г. Шадрина и легенды о родословной Хангаласского улуса, записанной Саввой Слепцовым, где в обоих источниках прибытие Эллэя на Среднюю Лену связывается с временем царствованияИвана Грозного. Родословная Хангаласского улуса, записанная в конце XIX в. якутом Сатинского наслега Западно-Кангаласского улуса Саввой Слепцовым гласит: «Кангаласский улус происходит из татар следующим образом: во время побеждения татар славнейшим из разбойников Ермаком Тимофеевым и покорения под всероссийский престол привладенных татар по имени Шурихан, сын его владения, называемый Эльдей, удалился из своего отечества и плыл по реке Лене на плотах…»

В другом варианте родословной Хангаласского улуса, обнаруженном А.П. Окладниковым в 1946 г. на каменном надмогильном памятнике жителя Хахсытского наслега И.Г. Шадрина, представлена следующая генеалогическая схема:

«1574 (года) во время царя Иоанна Васильевич Грозын околень Эльяй. 1. Кюабан. 2. Хордокогосун. 3. Дойдуса Дархан. 4. Мунян. 5. Тыгын. 1660 во время царя Алексей Михайлович. 6. Чемчон. 7. Тюрюкей. 8. Ута. 9. Тиаса. 10. Мотун. 11. 1770 года во святом наречённый Павала Шадр. 12. Алексей Шадр. 13.Галактион Шадрь. 14. Иоань Шадрь. 15.Колено от Эльяя.»

А.П. Окладников поясняет: « Памятник этот, как видно из продолжения надписи, сооружен в 1887 году на могиле Ивана Галактионовича Шадрина, родившегося в 1808г. и умершего в октябре 1886г.

Отнесение в обоих вариантах кангаласских родословных – Слепцова и Шадрина – легендарного первопредка Эллэя, или Эльдея, ко времени Ивана Грозного, то есть к XVI столетию, несомненно явилось результатом позднейшего знакомства якутов с русским фольклором, но в нём может быть зерно истины».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Семиотика жестов
Семиотика как наука о знаках и знаковых системах выдвигает на первый план категорию знакового образования. С семиотической точки зрения, культура предстает как «ненаследственная память человечества», причем, вся информация о мире хранится ...

Обряды, связанные со смертью детей
Несмотря на всевозможные меры предосторожности, которые предпринимались взрослыми, дети в хакасских семьях нередко умирали. Родители относились к смерти своих детей спокойно, полагая, что раз дети умерли, значит, они были слабыми, и для э ...

Пещера Шульган-Таш как обьект поклонения
Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера Шульган-Таш являлась для местного населения своеобразным святилище ...