Архитектура и градостроительство Кыргызстана

Страница 4

Городская жизнь в земледельческих оазисах Средней Азии, в т.ч. в Ферганской долине, ста новится несравненно интенсивной, чем в пре дыдущий период. Усиливается роль городов в экономической жизни регионов, в укреплении власти кушанских правителей, в культово-рели гиозном отношении, особенно в сооружениях буддийского типа, а также некрополей. Посте пенно увеличивается кол-во жителей городов (т.е. плотность населения и демографический состав). Установлено, что планировочная струк тура среднеазиатских городов в кушанское время формируется в двух направлениях. Первое: трёх частная структура в виде цитадель — собственно город — пригород, включающий, кроме жилых, производственные, культовые сооружения; вто рое: двухступенчатое, состоит из бесцитадельной, огороженной стеной-крепостью центральной ча сти и прилегающего к ней усадебно-застроенной пригородной территории.

Город Касан (1—3 в.) возник на обрывистом берегу р. Касан-Сай. По мнению А.Н. Бернш- тама, название Касан восходит к этнониму «Ку шан», к-рый в свою очередь связан с этнонима ми «усунь» или «хюсюнь». Крепостные ломаные стены городища повторяют естественные очер тания горно-скалистого рельефа и достигают по периметру 600 т. Общий периметр в раннем средневековье достиг 2 км. Юго-зап. (трапециев идный по плану) угол занимала цитадель, воз вышающаяся над всей застройкой. Археологические обследования конструкции стен и кера мических материалов показывают, что город строился постепенно, в течение многих десяти летий, а цитадель была первым строительным сек тором, здесь была построена ограждающая площ адка шахристана размером 90x70 м. Шахри- стан имел 6 башен и двое входных ворот. Четы ре мощные башни шахристана частично сохранились. Город имел довольно стройную фортификационную систему. Мощные заградительные валы перед воротами, затем ров вдоль крепост ных стен, наполненный водою (глубина до 2—3 м, ширина 2—5 м ), и крутой обрыв служили вне шним рубежом обороны города. Это показыва ет, что при выборе места расположения города первостепенное значение придавали оборонным сооружениям, обеспечению водой, укреплению ворот.

Начиная с 6 в. в Тенир-Тоо и Семиречье проис ходят большие политические события и социально-экономические изменения. Историки на зывают вторую половину 1-го тысячелетия древнетюркской эпохой, когда на территории Кыр гызстана возникает новая культура, ставшая ко лыбелью современности. В середине 6 в. в сев. регион Кыргызстана начали переселяться с Ал тая и из др. районов Центральной Азии массы тюркских племён, создавшие свое государство — Тюркский каганат. Политическим центром Запад нотюркского каганата стал г. Суяб, расположен ный вблизи г. Токмок в Чуйской долине. Имен но в это время в Таласскую и Чуйскую долины переселяются согдийцы — выходцы из Тохаристана, Бухары и Самарканда. Следствием согдийской колонизации явилось создание линейной цепочки городов и сельских поселений, а также распространение земледельческой культуры в сев. регионе Кыргызстана. Переселение согдийцев ощутимо по влияло на процесс формирования раннесредневе ковой городской культуры Западнотюркского каганата в исконно кочевой среде, свободной от ка питальных строений и посевов.

Со временем тюрки проникли и в юж. часть Ферганы, о чем свидетельствуют археологические находки в предгорьях Алая (в окрестностях села Гульча), Узгене и Жалал-Абаде, тюркских каменных изваяний, а в Касане обосновался один из представителей Западно-тюркской династии. О существовании линейной караванной связки городов в Чуйской долине упоминается в запи сях китайского путешественника Сюань Цзан (умер в 664).

В средневековье в сев. регионе появились такие города, как Невакет, Джуль, Тарсакент, Барсхан, Шельджи и др., среди к-рых наиболее известен Ак-Бешим (Суяб). Город занимал большую территорию, центром его является шахри стан с цитаделью общей площадью 35 га, к к-рому примыкал рабад (около 60 га). Городская окру га, обнесённая с внешней стороны мощной сте ной, создавала своеобразный симбиоз городско го и сельского поселения. В результате раско пок здесь нашли остатки 2-х буддистских храмов, христианской церкви, дворцового сооружения, массивы жилых кварталов, усадебные дома, ир ригационные сети и др. атрибуты типичного средневекового зодчества. Особый историко-ар хитектурный интерес представляет буддийский храм, прямоугольными размерами 76x22 м, сооружённый из сырцового кирпича.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие материалы:

История развития города Омска
Омск был основан в 1716 г. как крепость, форпост для освоения новых земель. В XVIII веке город, разросшийся вокруг крепости, стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более р ...

Разделение сакрального пространства-времени в мифах манси
До создания мира, согласно мифам манси, существовал первозданный хаос. Не было человека и ничего связанного с человеком. Мир был, если можно так выразиться, тотально сакральным. Сакральность была безвременной и не ограниченной пространств ...

Эвенкийский комплекс
В таежном крае за Байкалом издавна живут эвенки. Это часть того этноса, который расселен необычно широко – на семи из десяти миллионов кв. километров территории Сибири. В то же время общая численность эвенков составляет не более 25 тыс. ч ...