Рыбная слобода в конце XVII - начале XVIII вв.

Страница 1

В 1777 году Рыбная слобода была преобразована в город Рыбной (Рыбинск). Авторы многочисленных работ по истории Рыбинска не сомневаются, что к этому времени слобода фактически была городским поселением, но никак не аргументируют это утверждение.

Лишь нескольких исследователей заинтересовала тема городского статуса Рыбной слободы. Доктор исторических наук. М.Я. Волков в своей статье «Рыбная слобода во второй половине XVII начале XVIII века», опираясь на документы центральных архивов, точкой отсчета городского статуса слободы называет 1676 – 1681 годы. [1]

Местный краевед Н.В. Постнова, анализируя социальный и профессиональный состав жителей Рыбной cлободы по «Писцовой книге» за 1676 год, приходит к такому же выводу. [2] Несколько иное мнение у Ф. Шибалкина: он считает, что слободу можно приравнивать к городским поселениям лишь с 1725 года. [3]

И, наконец, особого внимания заслуживает книга, вышедшая из печати в 2004 году, «Тысячелетия вокруг устья Шексны». [4] Ее авторы – И. И. Рыкунова, А. Н. Рыкунов, Л. М. Иванов. На основе археологических раскопок они определяют время возникновения слободы, ее границы и подтверждают ее ранний городской статус.

Таким образом, выше названные авторы, исходя из разных источников, пытаются не просто уточнить дату превращения слободы в городское поселение, но и частично воссоздать картину далекого прошлого.

Однако «белых пятен» в истории Рыбной слободы еще немало. А между тем почти не используются как опубликованные документы [5], так и хранящиеся в местном архиве, в фонде Рыбнослободской ратуши [6]. Более тщательный анализ «Писцовой книги Дворцовой Ловецкой Рыбной слободы» [7] позволяет найти интересные факты, на которые до сих пор не обращено должного внимания.

Цели данной работы:

1. ввести в научный оборот ранее не использованные архивные материалы;

2. представить дополнительные аргументы по вопросу городского статуса Рыбной слободы конца XVII - первой четверти XVIII века.

Рыбная слобода в конце XVII – начале XVIII вв.

Что такое город сейчас? Это большой населенный пункт, который является административным и экономическим центром района. В средние же века на Руси, по мнению историков, существовало несколько типов городских поселений. Среди них были и такие, которые не имели ни оборонительных сооружений, ни даже юридического статуса города, но они являлись экономическими центрами близлежащей округи. Для такого селения размер его территории и количество жителей - менее существенные признаки, чем его административно - хозяйственная деятельность, занятия и правовой статус населения. Вот с этой точки зрения и рассмотрим Рыбную слободу конца XVII - первой четверти XVIII века.

В XV – XVII веках лучшими рыбными угодьями на Руси считались те, что находились в месте слияния трех рек: Волги, Шексны и Мологи. Именно здесь, на правом берегу Волги, почти напротив устья Шексны, великий князь Иван III в конце XV века основал Рыбную слободу [8], заселил ее рыбными ловцами, отдав им на откуп эти самые рыбные угодья.

До середины XVII века Рыбную слободу, по мнению М.Я. Волкова, причисляли к сельским поселениям, а ее жителей приравнивали к дворцовым крестьянам других «ловецких» слобод. Перемены в правовом положении Рыбной он связывает с двумя причинами: с развитием в слободе обрабатывающего ремесла и торговли, а также с уменьшением «нужды царского двора» в красной рыбе. [9]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

История цыган
Ранняя история (VI - XV века) Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии в VI веке группой около 1000 человек. Предположительно, по обычаю того времени они были подарены в качестве придворных музык ...

Первый предприниматель из рода Демидовых
Среди русских семей, обязанных своим появлением на исторической сцене Петру I, особое место занимают Демидовы. Само их имя стало символом новой, преображенной России, а история их возвышения обросла многочисленными легендами. Родоначальни ...

Цыганская литература
Публикация цыганского фольклора Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с бо ...