Архитектура и градостроительство Кыргызстана

Страница 3

Изучение руин крупного поселения, извест ного под названием городище Шоробашат (16 в. до н. э.) свидетельствует о том, что здесь был административно-военный и религиозно- культовый центр земледельческого оазиса и ко чевых племен. Городище расположено на поло гом склоне гор, на малодоступном месте. Мес то расположения городища выбрано возле поймы р. Яссы, к-рая сливается с р. Кара-Дарыя. Городище расположено вдоль реки с востока на запад. Занимаемая площадь городища около 70 га (примерно 1400x500 л»). Его окружает единый вал длиною до 3 км, высотою 6 л». По всей ви димости, городище было укреплено мощными крепостными стенами, о чём свидетельствуют развалины нескольких башен. Река служила ес тественной преградой с юж. стороны. Горо дище состоит из четырёх относительно самостоятельных укреплённых частей: 1) цитадель; 2) ре лигиозный комплекс; 3) убежище; 4) военный лагерь. Крепость-цитадель размерами пример но 250x300 т, трапециевидной формы. К севе ро-зап. части цитадели примыкает огороженная территория для религиозных обрядов. От рели гиозного комплекса сохранились остатки двух помещений. В первом помещении найдены раз личные скульптурные изображения, во втором находились хозяйственные ямы и очаги. Зап. часть служила убежищем для окрестного населе ния и для загона скота во время нападения вра гов. Геометрическая форма военного лагеря в виде скошенного квадрата резко отличается от овальных очертаний др. укреплений. Конструк ции оборонительных укреплений Шоробашата не похожи на крепостные стены городища Эрши.

Заметный след в культуре Кыргызстана оста вили усуни, проживавшие здесь с 7 в. до н. э. Большое кол-во поселений, погребальных соору жений — курганов усуньского времени обследо ваны археологами в Чуйской, Таласской доли нах, Ысык-Кёлской котловине и во Внутреннем Тенир-Тоо. Сакские племена оставили за собой знаменитые «царские курганы» и так называе мый «звериный стиль» в искусстве. На территории Кыргызстана имеются многочисленные па мятники курганной архитектуры, олицетворяю щие космологические представления древних кочевников. В начале нашей эры Средняя Азия вступает в период разложения рабовладельчес ких и полурабовладельческих государств и об ществ. Общеисторическая ситуация в 1 в. до н.э. — 3 в. н.э. складывается таким образом, что произ водительные силы и общественные отношения достигают более высокого уровня, чем в преды дущую эпоху. Возникает огромное кушанское царство, под господством к-рого оказалась юж. часть Древнего Кыргызстана. Число городов ста новится максимальным за всё время истории древней Средней Азии. Под влиянием этого времени и кушанской культуры формируется один из древних и знаменитых городов Кыргызстана Узген, а также города Касан и Кара-Дарыя. Ко личественно вырастает сеть сельских поселений, находящихся в экономической и политической зависимости от городов. Именно в это время возникают контуры системы «город — деревня — мобильное кочевое население», к-рому было суждено в разных соотношениях функциониро вать вплоть до 20 в. Население Кыргызстана на протяжении всего кушанского времени вело вне шнюю торговлю с Китаем, приволжскими сар матскими племенами, гуннами, Согдианой, Бак трией и многими др. царствами, поскольку че рез территорию Кыргызстана пролегала одна из ветвей Великого Шёлкового пути, по к-рой следовали торговые караваны.

В юж. регионе Кыргызстана в это время ус танавливаются тесные торгово-хозяйственные и культурно-бытовые связи между оседлыми земледельцами и кочевниками-скотоводами. В дан ном историческом периоде наблюдаются 2 типа расселения: 1) равнинно-долинное расселение, к-рое имело в Фергане очаговый (стационарный) характер, периодами уплотняющееся или разре жающееся в зависимости от изменения военно- политической ситуации, социально-экономических, климатических и др. условий; 2) предгор ное расселение родо-племенных общин, подвер женное быстрым динамическим трансформаци ям в силу ведения кочевого хозяйствования и быта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Развитие города
В 1980-е гг. Красноярск украсился прекрасными зданиями, площадями и проспектами. Появились новые микрорайоны и жилые массивы: Ветлужанка, Солнечный, Иннокентьевский, Верхние Черемушки, Пашенный, Западный, Северный и другие. За два последн ...

Кованые изделия
Техника ручной ковки – пластической обработки раскалённого железа – известна с незапамятных времён, и кузнечное оборудование – горн, мехи, наковальни различных фасонов, молотки и клещи – почти ничего не изменилось и до наших дней. При пом ...

Васильев вечер (Коляда)
Канун Нового года приходился на 31 декабря. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, память которого христианская церковь чтит 14 января (Васильев день). Другое более архаичное название праздничного вечера – «Коляда» ...