Буряты. Жизнь, культура, обычаи

Страница 2

а) бесспорный морфемный состав этого этнонима – буриайд.

б) исторический факт ухода простых людей и целых этнических групп в труднодоступные места обитания «лесных племен».

Конечно, предлагаемый вариант этимологии далеко не всем может показаться бесспорным.

Впервые этноним «бурят» упоминается в «Сокровенном сказании», в числе покоренных Чжочи, «лесных народов». Правда, этот факт считают, что данный этноним в «Сокровенном сказании» мог появиться в результате искажения какого-то западномонгольского или саяноалтайского этнонима при переводе, например, бурутов.

Однако, во-первых как показал специальный анализ, этнонимы «бурят» и «бурут» передаются в источниках совсем разными иероглифами, потому их смешение маловероятно. Во-вторых, этноним «бурят» встречается, причем неоднократно, в таких сочинениях, как «Алтан тобчи» Лубсан Данзана, «Эрдэнийн тобчи» Саган Сэчэна, авторы которых основывались на «Сокровенном сказании», одновременно использовали и другие ранние источники, очевидно, не дошедшие до нас. Кроме того, весьма любопытно, что имя бурят упоминается в списке «92 племен илатийа», т.е. узбекских, приведенном в «Маджму аттаварих» (перевод с таджикского). Если возможность искажения этнонима «бурут» на «бурят» в пределах района Прибайкалья как-то еще допустима, то в узбекском случае кажется маловероятной. Носители этнонима «бурят» могли оказаться в Узбекистане, вероятнее всего, в эпоху бурных событий XIII в.

Находясь в составе Российского государства, бурятское население в политическом отношении подчинялось общим правилам, регулировавшим взаимоотношения русской администрации и аборигенных жителей края. Выстраивая отношения с бурятским населением, русская администрация учитывала их социальную – родоплеменную – организацию. Эта организация с ее определенной структурой: улус во главе со старшиной – родовое управление во главе с шуленгой – ведомства нескольких родов во главе с управами или степными думами под главенством тайшей – была положена в основу управления, введенного в 1822 г.

В соответствии с административной реформой 1822 г., буряты стали подразделяться на оседлых и кочевых, а управляться – степными думами (ведомствами) и инородческими управами. Буряты территории Забайкалья находились в ведомстве Кударинской, Баргузинской, Селенгинской и Хоринской степных дум. В 1837 г. из Хоринского ведомства выделилась Агинская степная дума. Степные думы вели учет населения, приходов и расходов; составляли статистические сведения о количестве скота, посевов, сенокошения, урожая хлебов; производили раскладку денежных сборов и распределение повинностей внутри ведомства. Они занимались также вопросами землепользования, культуры и религии, рассматривали дела о калыме, долговых взысканиях, потравах посевов и покосов, мелких кражах. Степные думы возглавлялись тайшами. Должность тайши первоначально была наследственной, а позднее стала выборной и утверждалась генерал-губернатором. С 1855 г. началась ликвидация степных дум и замена их специальными управлениями. В начале ХХ в. постепенно была введена система волостного правления.

В конце XIX в. в ведении Кударинской степной думы находились буряты, населявшие низовья р.Селенги, побережье Байкала. Баргузинская степная дума ведала землями в долинах р.Баргузин и его притоков. Селенгинская степная дума контролировала жизнь и хозяйственную деятельность бурят, селившихся по долинам рек Селенга, Чикой, Джида, Темник. Хоринская степная дума являлась самым обширным и богатым ведомством. Ее кочевья располагались в долине Уды, Хилка, Хилкасона и Тугнуя, а также в верховьях Витима, Ивано-Арахлейских озер. В ведении образовавшейся в 1837 г. Агинской степной думы находились буряты, проживавшие по Онону, Иле, Борзе, Турге и Аге, а также в верховьях Оленгуя. С середины XVII и до начала ХХ в. численность бурят увеличилась с 27700 до 300000 чел.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

История изучения северокавказского мусульманского города: системный анализ источников и эволюции развития
Город является наиболее древней и в то же время самой современной формой расселения людей, в которой нашел наибольшее отражение уровень социально-экономического и культурного развития человеческого общества на определенном этапе. У каждог ...

Ученый и просветитель Чокан Валиханов
Имена первых, да и вообще многих просвещенных омичей, связаны с Сибирским (Омским) кадетским корпусом. Это военное учебное заведение, первое в Сибири, ведет отсчет своей истории с 1813 года, когда по инициативе начальника Сибирской погран ...

Обряды, связанные с родами
Особое положение женщины в традиционном обществе ненцев связано с её сакральным статусом, обусловленным так называемой «нечистотой» в критические дни и, особенно в период родов. У ненцев не принято, чтобы мать запасалась необходимым по у ...