Буряты. Жизнь, культура, обычаи

Страница 3

Образовавшиеся в 1921 и 1922 гг. Бурят-Монгольская АО и Монголо-Бурятская АО (первая – в составе РСФСР, вторая – в составе Дальневосточной Республики), в 1923 г. объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В нее вошла территория Прибайкальской губернии с русским населением. В 1937 г. из состава Бурят-Монгольской АССР были выведены ряд районов и из них были образованы бурятские автономные округа – Усть-Ордынский и Агинский; при этом некоторые районы с бурятским населением были выделены из состава автономий. В 1958 г. Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, в 1992 г. – в Республику Бурятия.

В настоящее время буряты проживают в Бурятии, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской обл. и Агинском Бурятском автономном округе Читинской обл. В 1989 г. их численность в России составляла 421000 чел., в т.ч. в Бурятии – 249500, в Усть-Ордынском автономном округе – 49300, в Агинском автономном округе – 42400. За пределами России: в Монголии – 70000 чел., небольшие группы на северо-востоке КНР. Общая численность бурят – около 500000 чел.

Говорят на бурятском языке. Также распространен монгольский язык. Большая часть бурят (забайкальские) пользовались до 1930 г. старомонгольской письменностью, с 1931 г. – письменностью на основе латинской графики, с 1939 г. – на основе русской графики. Христианизация в большей степени коснулась западных бурят, восточные буряты в большинстве своем буддисты. Среди бурят сохраняется почтительное отношение к шаманистическим культам. Определенное влияние оказала советская атеистическая идеология.

Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят являлось скотоводство. Оно сохраняло свое ведущее значение и позже, несмотря на то что под влиянием русских крестьян буряты все больше стали заниматься пашенным земледелием. Характер скотоводства различался у забайкальских и прибайкальских бурят. Для Забайкалья типично монгольское кочевое хозяйство, пастбищное с зимними тебеневками. Буряты разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В западных районах Забайкалья скотоводство у бурят было полуоседлого типа, на зиму здесь запасали корма. Для этого района характерна подготовка сенокосов путем ирригации и навозного удобрения.

В XVII в. буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. Из ремесел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. За исключением кузнечного и ювелирного дела, развитого ремесленного производства не было. Буряты сохранили пережитки культа железа: железные предметы считались оберегом. Бурятские кузнецы и ювелиры отмечались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко расходились по Сибири и Центр.Азии. Главенствующую роль в хозяйственной деятельности играли мужчины, а в домашней – женщины.

Первичной ячейкой социальной организации бурят была семья. Наряду с наиболее распространенной формой малой семьи существовала большая (неразделенная) семья. Обычная семьи состояла из главы семьи – мужа, его жены, детей, иногда родителей. Большая семья – это семьи родных братьев, возглавляемые общим родителем или же старшим братом. В нее входили родители главы семьи, иногда прародители. Глава семьи обладал непререкаемой властью. Такая семья образовывала нередко селение хуторского типа в составе улуса. В семейно-брачной системе важную роль играли экзогамия и калым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Ремесло в городе
Городское ремесло Кузнечное дело Обработка железа в городах древней Руси отличалась от деревенской большей сложностью, большим искусством мастеров, большей разветвленностью этого ремесла. Выплавка железа велась, судя по данным Райков ...

Теоретические модели этногенеза
Все многообразие подходов сводится по существу к нескольким теоретическим моделям: эволюционизму, примордиализму, функционализму, конструктивизму, инструментализму, социологизму, диффузионизму. 1) Примордиализм (теория эволюционизма) — э ...

Народные массы - истинные творцы казахской культуры
Поэзия жырау . XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политич ...