Буряты. Жизнь, культура, обычаи
Образовавшиеся в 1921 и 1922 гг. Бурят-Монгольская АО и Монголо-Бурятская АО (первая – в составе РСФСР, вторая – в составе Дальневосточной Республики), в 1923 г. объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В нее вошла территория Прибайкальской губернии с русским населением. В 1937 г. из состава Бурят-Монгольской АССР были выведены ряд районов и из них были образованы бурятские автономные округа – Усть-Ордынский и Агинский; при этом некоторые районы с бурятским населением были выделены из состава автономий. В 1958 г. Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, в 1992 г. – в Республику Бурятия.
В настоящее время буряты проживают в Бурятии, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе Иркутской обл. и Агинском Бурятском автономном округе Читинской обл. В 1989 г. их численность в России составляла 421000 чел., в т.ч. в Бурятии – 249500, в Усть-Ордынском автономном округе – 49300, в Агинском автономном округе – 42400. За пределами России: в Монголии – 70000 чел., небольшие группы на северо-востоке КНР. Общая численность бурят – около 500000 чел.
Говорят на бурятском языке. Также распространен монгольский язык. Большая часть бурят (забайкальские) пользовались до 1930 г. старомонгольской письменностью, с 1931 г. – письменностью на основе латинской графики, с 1939 г. – на основе русской графики. Христианизация в большей степени коснулась западных бурят, восточные буряты в большинстве своем буддисты. Среди бурят сохраняется почтительное отношение к шаманистическим культам. Определенное влияние оказала советская атеистическая идеология.
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят являлось скотоводство. Оно сохраняло свое ведущее значение и позже, несмотря на то что под влиянием русских крестьян буряты все больше стали заниматься пашенным земледелием. Характер скотоводства различался у забайкальских и прибайкальских бурят. Для Забайкалья типично монгольское кочевое хозяйство, пастбищное с зимними тебеневками. Буряты разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В западных районах Забайкалья скотоводство у бурят было полуоседлого типа, на зиму здесь запасали корма. Для этого района характерна подготовка сенокосов путем ирригации и навозного удобрения.
В XVII в. буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. Из ремесел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. За исключением кузнечного и ювелирного дела, развитого ремесленного производства не было. Буряты сохранили пережитки культа железа: железные предметы считались оберегом. Бурятские кузнецы и ювелиры отмечались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко расходились по Сибири и Центр.Азии. Главенствующую роль в хозяйственной деятельности играли мужчины, а в домашней – женщины.
Первичной ячейкой социальной организации бурят была семья. Наряду с наиболее распространенной формой малой семьи существовала большая (неразделенная) семья. Обычная семьи состояла из главы семьи – мужа, его жены, детей, иногда родителей. Большая семья – это семьи родных братьев, возглавляемые общим родителем или же старшим братом. В нее входили родители главы семьи, иногда прародители. Глава семьи обладал непререкаемой властью. Такая семья образовывала нередко селение хуторского типа в составе улуса. В семейно-брачной системе важную роль играли экзогамия и калым.
Похожие материалы:
Культура и искусство
Самое активное участие в выполнение задач военного времени приняли представители гуманитарных наук.
Заслуги работников драмтеатра в военные годы были высоко оценены общественностью.
Заметным явлением в жизни Иркутска в годы войны стал ...
История города Симбирск
10 февраля 1648 года, царь Алексей Михайлович "указал, и бояре приговорили" отправиться оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово в понизовые города для охраны русской границы от нагайских татар и "для строения новых городов ...
Жизнь и период раннего творчества Г.И. Гуркина
Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) Бийского уезда Томской губернии в семье кустаря-алтайца из рода Чорос. Мальчиком Гуркин учился в миссионерской школе родного села, а в свободное время часто за ...