Буряты. Жизнь, культура, обычаи

Страница 6

Особое место занимает музыкально-драматическое искусство культового назначения – шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии, совершавшиеся на различных праздниках. Наиболее значительными праздниками были тайлаганы. Они начинались молебном и жертвоприношениями местным духам-покровителям и заканчивались общей трапезой, питьем молочной водки и различными играми-состязаниями: борьбой, стрельбой из лука, конными скачками.

С утверждением буддизма получили распространение ламаистские праздники – хуралы, устраиваемые при дацанах. Наиболее популярные из них – Майдари и Цам – приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (цагаан сар), который считался началом Нового года. У западных бурят получили распространение христианские праздники. В настоящее время из традиционных праздников самым популярным является Цагаалган (Новый Год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов.

Хотелось бы подробнее рассказать о празднике Сагаалган или, как его еще называют, Цагаалган.

В условиях жизни бурят сложился особый цикл хозяйствования, ход которого стал определяться по лунному календарю. Начало этого цикла означало наступление нового годового периода, что и стало отмечаться как новый год, сопровождаемый торжественными обрядами и церемониями. Название праздника Сагаалган произошло от слов «саган», что означает «белый», или выражения «саган Сар», т.е. белый (светлый) месяц. Первоначально и долгое время он отмечался осенью, в октябре, перед началом зимовки скота. В связи с наступлением нового года (нового годового цикла) скотоводы прибавляли год себе и скоту: теленок становился буруу (двухгодовалым), буруу – хашараком (трехгодовалым) и т.д.

Известно, что Сагаалган был одним из популярнейших праздников у трудовых аратов и потому буддийское духовенство не могло не считаться с ним и в конечном счете включило в свою религиозно-культовую систему. Поскольку Бурятия являлась частью монгольского мира, а ее население находилось в тесных этнокультурных связях с монголами (а определенные группы предков бурят были собственно монголами), Сагаалган в Забайкалье тоже был в значительной степени ламаизирован, внесены религиозные мотивы.

Сагаалган продолжает широко бытовать в народе, 80-90 % бурятского населения, независимо от социально-профессиональной принадлежности, считает его национальным, традиционным бурятским праздником. И существуют две формы празднования: официальный дацанский и народный бытовой.

Итак, Сагаалган – один из весьма популярных традиционных праздников бурят-монгольского народа, отмечаемых абсолютным большинством населения. В комплексе этого праздника превалируют нерелигиозные элементы, связанные с общечеловеческими морально-психологическими устремлениями и историко-культурным наследием. Традиция сагаалганского празднования имеет важное значение в деле укрепления связи поколений и семейно-бытовых отношений.

Жизнь бурят интересна и многогранна. Можно много читать о них, изучать их обычаи, культуру, традиции. И во многом интерес должен быть обусловлен тем, что они живут рядом с нами.

бурятский этнический забайкальский

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Похожие материалы:

Этнические образы народов мира
Изучать этнологию как научную дисциплину нельзя абстрактно. Необходимо обращаться к конкретным психологическим особенностям этносов. Рассмотрение этих особенностей происходит путем выделения отличительных черт одного народа и их сопоставл ...

Цыганская литература
Публикация цыганского фольклора Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с бо ...

Музей истории литературы, искусства и культуры. История музея
музей алтай коллекция краеведческий Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая основан 8 сентября 1989 г. в Барнауле на базе литературно-художественных коллекций Алтайского краевого краеведческого музея. Возникн ...