Буряты. Жизнь, культура, обычаи
Особое место занимает музыкально-драматическое искусство культового назначения – шаманские и буддийские ритуальные действия, мистерии, совершавшиеся на различных праздниках. Наиболее значительными праздниками были тайлаганы. Они начинались молебном и жертвоприношениями местным духам-покровителям и заканчивались общей трапезой, питьем молочной водки и различными играми-состязаниями: борьбой, стрельбой из лука, конными скачками.
С утверждением буддизма получили распространение ламаистские праздники – хуралы, устраиваемые при дацанах. Наиболее популярные из них – Майдари и Цам – приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (цагаан сар), который считался началом Нового года. У западных бурят получили распространение христианские праздники. В настоящее время из традиционных праздников самым популярным является Цагаалган (Новый Год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов.
Хотелось бы подробнее рассказать о празднике Сагаалган или, как его еще называют, Цагаалган.
В условиях жизни бурят сложился особый цикл хозяйствования, ход которого стал определяться по лунному календарю. Начало этого цикла означало наступление нового годового периода, что и стало отмечаться как новый год, сопровождаемый торжественными обрядами и церемониями. Название праздника Сагаалган произошло от слов «саган», что означает «белый», или выражения «саган Сар», т.е. белый (светлый) месяц. Первоначально и долгое время он отмечался осенью, в октябре, перед началом зимовки скота. В связи с наступлением нового года (нового годового цикла) скотоводы прибавляли год себе и скоту: теленок становился буруу (двухгодовалым), буруу – хашараком (трехгодовалым) и т.д.
Известно, что Сагаалган был одним из популярнейших праздников у трудовых аратов и потому буддийское духовенство не могло не считаться с ним и в конечном счете включило в свою религиозно-культовую систему. Поскольку Бурятия являлась частью монгольского мира, а ее население находилось в тесных этнокультурных связях с монголами (а определенные группы предков бурят были собственно монголами), Сагаалган в Забайкалье тоже был в значительной степени ламаизирован, внесены религиозные мотивы.
Сагаалган продолжает широко бытовать в народе, 80-90 % бурятского населения, независимо от социально-профессиональной принадлежности, считает его национальным, традиционным бурятским праздником. И существуют две формы празднования: официальный дацанский и народный бытовой.
Итак, Сагаалган – один из весьма популярных традиционных праздников бурят-монгольского народа, отмечаемых абсолютным большинством населения. В комплексе этого праздника превалируют нерелигиозные элементы, связанные с общечеловеческими морально-психологическими устремлениями и историко-культурным наследием. Традиция сагаалганского празднования имеет важное значение в деле укрепления связи поколений и семейно-бытовых отношений.
Жизнь бурят интересна и многогранна. Можно много читать о них, изучать их обычаи, культуру, традиции. И во многом интерес должен быть обусловлен тем, что они живут рядом с нами.
бурятский этнический забайкальский
Похожие материалы:
Этнографические объекты Крымского полуострова
Этническая история Крыма очень сложна и драматична. Можно сказать одно: никогда национальный состав полуострова не был однообразным, особенно в его горной части и приморских районах. Говоря о населении Таврических гор еще во II в. до н.э ...
Управление «инородцев»
Подробно регламентировал Устав 1822 г. систему управления у «кочевых» и «бродячих инородцев», «Состояние инородцев, кочующих и бродячих,— гласил Устав», - отличается: 1) непостоянством их жительства; 2) степенью гражданского образования ...
Римско-католический костел
Монументальное белое здание костела возвышается над равнинной местностью между рекой Кутум и каналом им.1 мая. Доминируя своими башнями и куполом над окружающей застройкой, костел замыкает с востока силуэт центральной части Астрахани. Ист ...