Буряты. Жизнь, культура, обычаи

Страница 1

Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольского государства – в XIII в. Этноним «буряты» (бурийат) находили в «Сокровенном сказании» (первом из известных исторических и литературных монгольских памятников, возникшем не ранее 1240 г.). Отсюда делался вывод, что процесс выделения бурятского этноса из монгольского суперэтноса происходил на протяжении XII-XIV вв. В ходе дальнейшего этногенеза в состав бурятского этноса вошли такие племена, как баргуты, баяуты, хоритуматы, булагачины, кэмэмучины и др.

Существует другое мнение, согласно которому к середине XVII в. монголоязычные племена Забайкалья не отделяли себя от собственно монголов. Этническое название «буряты» еще не зародилось, представители родов и племен называли себя булагатами, эхиритами, хондогорами и т.д. Использование термина «браты» или «брацкие люди» в отписках русских землепроходцев XVII в. не является доказательством наличия у них этнической общности.

Консолидация бурятского этноса происходила в условиях русской государственности. Помимо племен булагатов, эхиритов, хонгодоров и хори в него вошли многочисленные группы халха-монголов и ойротов, а также тюркские и тунгусские элементы. Установление Государственной границы привело к обособлению монголоязычных племен, проживавших в Забайкалье, от остального монгольского мира и включению их в орбиту российской государственности. Постепенно распространяется общее самоназвание «буряты», что определило в конечном счете единство этнического сознания. Как заметил Т.М.Михайлов, «в структуру этнического самосознания бурят входили представления о родной земле, общности происхождения, языка и культуры, о принадлежности к Российскому государству, подданстве и гражданском долге». Процесс консолидации бурят завершился к концу XIX в.

Многих интересует вопрос о происхождении названия «буряты». Интересно пишет об этом Д.Нимаев в газете «Бурятская правда». Происхождение этнонима «бурят», как и происхождение самих его носителей, остается во многом спорным и не до конца выясненным. Поскольку об этом написано немало и многое из них уже утратило научную значимость. Т.А.Бертагаев на основе лингвистического анализа доказывал, что имя «бурят» произошло от этнонима «курыкан». Курыканы, по единодушному мнению специалистов были носителями курумчинской культуры, существовавшей в Прибайкалье в VI-X в.в. Тюркская этническая принадлежность их основного этнического ядра в целом не вызывает сомнения.

Точка зрения Т.А.Бертагаева вызвала серьезные возражения прежде всего со стороны лингвистов Ц.Б.Цыдендамбаева и Г.Д.Санжиева. Ц.Б.Цыдендамбаев выводил этноним бурят от древнетюркского буре (бурю) – «волк». Как он предполагал, одно из древнемонгольских племен, носившее название волкачино, попав в зависимость от тюркских племен и в известной мере испытав ассимилирующее влияние их в течение сотен лет сменило свое прежнее название на соответствующее тюркское, в результате чего и возник этноним «бурят» или «бурет».

Г.Д.Санжиев, критически высказавшись о всех существующих версиях, говорил об этимологии, основанной на созвучии слов «буряад» и «буриха» (бурижа ошоhон буряадууд), т.е. отколовшиеся, ушедшие в сторону буряты. По его мнению, именно «народная этимология» этнонима бурят вернее подводит нас к пониманию изучаемого предмета, так как основана на несомненных реальностях или может быть обоснована этими реальностями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы: