Буряты. Жизнь, культура, обычаи

Страница 1

Коренным населением Забайкалья являются буряты. О времени складывания бурятского этноса высказывались различные мнения. Предпринимались попытки искать непосредственных предков бурят в монголоязычных племенах периода складывания монгольского государства – в XIII в. Этноним «буряты» (бурийат) находили в «Сокровенном сказании» (первом из известных исторических и литературных монгольских памятников, возникшем не ранее 1240 г.). Отсюда делался вывод, что процесс выделения бурятского этноса из монгольского суперэтноса происходил на протяжении XII-XIV вв. В ходе дальнейшего этногенеза в состав бурятского этноса вошли такие племена, как баргуты, баяуты, хоритуматы, булагачины, кэмэмучины и др.

Существует другое мнение, согласно которому к середине XVII в. монголоязычные племена Забайкалья не отделяли себя от собственно монголов. Этническое название «буряты» еще не зародилось, представители родов и племен называли себя булагатами, эхиритами, хондогорами и т.д. Использование термина «браты» или «брацкие люди» в отписках русских землепроходцев XVII в. не является доказательством наличия у них этнической общности.

Консолидация бурятского этноса происходила в условиях русской государственности. Помимо племен булагатов, эхиритов, хонгодоров и хори в него вошли многочисленные группы халха-монголов и ойротов, а также тюркские и тунгусские элементы. Установление Государственной границы привело к обособлению монголоязычных племен, проживавших в Забайкалье, от остального монгольского мира и включению их в орбиту российской государственности. Постепенно распространяется общее самоназвание «буряты», что определило в конечном счете единство этнического сознания. Как заметил Т.М.Михайлов, «в структуру этнического самосознания бурят входили представления о родной земле, общности происхождения, языка и культуры, о принадлежности к Российскому государству, подданстве и гражданском долге». Процесс консолидации бурят завершился к концу XIX в.

Многих интересует вопрос о происхождении названия «буряты». Интересно пишет об этом Д.Нимаев в газете «Бурятская правда». Происхождение этнонима «бурят», как и происхождение самих его носителей, остается во многом спорным и не до конца выясненным. Поскольку об этом написано немало и многое из них уже утратило научную значимость. Т.А.Бертагаев на основе лингвистического анализа доказывал, что имя «бурят» произошло от этнонима «курыкан». Курыканы, по единодушному мнению специалистов были носителями курумчинской культуры, существовавшей в Прибайкалье в VI-X в.в. Тюркская этническая принадлежность их основного этнического ядра в целом не вызывает сомнения.

Точка зрения Т.А.Бертагаева вызвала серьезные возражения прежде всего со стороны лингвистов Ц.Б.Цыдендамбаева и Г.Д.Санжиева. Ц.Б.Цыдендамбаев выводил этноним бурят от древнетюркского буре (бурю) – «волк». Как он предполагал, одно из древнемонгольских племен, носившее название волкачино, попав в зависимость от тюркских племен и в известной мере испытав ассимилирующее влияние их в течение сотен лет сменило свое прежнее название на соответствующее тюркское, в результате чего и возник этноним «бурят» или «бурет».

Г.Д.Санжиев, критически высказавшись о всех существующих версиях, говорил об этимологии, основанной на созвучии слов «буряад» и «буриха» (бурижа ошоhон буряадууд), т.е. отколовшиеся, ушедшие в сторону буряты. По его мнению, именно «народная этимология» этнонима бурят вернее подводит нас к пониманию изучаемого предмета, так как основана на несомненных реальностях или может быть обоснована этими реальностями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Васильев вечер (Коляда)
Канун Нового года приходился на 31 декабря. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, память которого христианская церковь чтит 14 января (Васильев день). Другое более архаичное название праздничного вечера – «Коляда» ...

Знаменитые личности земли вологодской
Франц Францевич Ульрих родился в 1844 году, гражданин Швейцарии. В 1867 году он окончил медицинский факультет Московского университета. Получив звание уездного лекаря, Ф.Ф. Ульрих был направлен на работу в Ямбургский уезд Санкт-Петербург ...

Традиции
Образ жизни Арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Для оседлых арабов характерны жилищ ...