Буряты. Жизнь, культура, обычаи

Страница 4

Характерными чертами быта и нравов бурят были тесные родственные связи, оказание помощи в нужде и несчастьях, содержание общиной бедных, сирот и вдов, почитание старших, любовь к домашнему очагу и гостеприимство. Каждый бурят должен был знать свою генеалогию; некоторые из них знали ее до десятого колена. Положение женщины в семье и обществе не было приниженным, но в силу религиозных традиций она соблюдала некоторые запреты. В основном эти качества сохранились до сих пор.

У бурят существовали подвижные и стационарные жилища. Подвижное жилище – юрта монгольского типа. Ее остов составляли раздвижные, решетчатые стены из обработанных ивовых ветвей, соединенных между собой кожаными ремешками. Крышу формировали жерди, одним концом упиравшиеся в круглый периметр стен, а другим - в круглый деревянный обод дымового проема. Покрытием юрты служил войлок в два-три ряда. Стационарные типы жилищ – бревенчатые юрты шести- и восьмистенные, а также прямоугольные и квадратные в плане. Их конструкция – каркасно-столбовая, крыша куполообразная с дымовым отверстием.

Юрта бурят, войлочная и деревянная, служила не только жилым, но и хозяйственным помещением, где ранней весной содержали телят, ягнят и козлят. Небольшие размеры жилища и необходимость перекочевок определяли набор предметов домашнего обихода. Традиционная посуда и утварь делались из кожи, дерева, металла, войлока. В юрте помещались деревянные сундуки, кожаные сумки и войлочные изделия. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, постелью, божницей (в Забайкалье) или онгонами (в Прибайкалье).

По традиции юрта, если стоять лицом к северной ее части, делилась на мужскую (левую) и женскую (правую) половины. В мужской половине находились сбруя, орудия труда и вооружение, а в женской – домашняя утварь и продукты питания. Северная сторона юрты (хоймор) считалась почетной и предназначалась для приема гостей. В центре юрты находился очаг, а вверху оставалось отверстие для выхода дыма. Как у всех монгольских народов, бурятская юрта ставилась входом на юг.

Поскольку в степных ведомствах Забайкалья перекочевки совершались от 4до 12 раз в год, жилищем здесь служила войлочная юрта. В Юго-Западном Забайкалье кочевали два-четыре раза, поэтому здесь наиболее распространенными видами жилища были деревянные и войлочные юрты. Прибайкальские буряты, занимавшие лесостепные зоны, перекочевывали два раза в год – в зимники и летники; они жили в деревянных и лишь отчасти в войлочных юртах. Постепенно они почти полностью перешли на оседлость, под влиянием русских строили срубные дома, амбары, надворные постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Деревянные юрты использовались как подсобные помещения, а войлочные вовсе вышли из употребления.

В бурятских улусах жилой комплекс с амбарами размещался в центре усадьбы, к югу от него – двор с оградой из плетня, жердей или дощатого заплота. Животноводческие постройки находились в восточной и западной частях усадьбы, а в северной части – покос. Непременным атрибутом бурятского двора как в Прибайкалье, так и в Забайкалье являлась коновязь (сэргэ) в виде столба, высотой до 1,7-1,9 м, с резным орнаментом на верхней части. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина.

Одежда мужчин и женщин различалась мало. Нижняя – рубаха и штаны, верхняя – свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку (уджэ), имевшую разрез спереди. Традиционным головным убором у мужчин была коническая шапка с расширявшимся околышем из меха, с которого на спину опускались две ленты. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутыми кверху носками. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного роди серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей и нойонов – еще и ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие о их высоком социальном положении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие материалы:

Смоленская епархия в конце великой отечественной войны 1944-1945 гг.
С освобождение смоленской земли начался и новый этап в истории местной епархии. Он был связан с изменениями в церковной политике советского государства, прекращении активных гонений и предоставлении некоторой религиозной свободы. ...

Фольклор эвенков
Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан - у эвенков Якутии, Приамурья, нимка ...

Семик (Зелёные Святки, Четверток, тюльпа)
праздник весенне-летнего календарного периода, отмечался в седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы, открывает обрядовый комплекс троицко-семицкого празднества. Распространён в России повсеместно. Предположительно, в древности С ...