«Гатчина: императорская резиденция на рубеже XIX-XX веков»

Страница 6

В XX в. не менее значимым событием стало появление в городе кинематографа. Один из кинотеатров, «Олимпия», был открыт в здании Гатчинского общественного собрания, которое было построено при Александре II, а усовершенствовано при его сыне. При Александре III в здании был построен театральный зал, где показывались постановки местных и заезжих трупп.

В XIX в. Гатчина стала привлекать внимание мастеров только что появившейся фотографии. Еще в 1865 г. в городе была открыта первая мастерская светописи — «Фотография Кудрявцева и Ко». В 1888 г. в Гатчину приехал С. Л. Левицкий — один из основателей русской фотографии. Здесь он открыл свою мастерскую, которую часто посещали члены императорской семьи. За свои труды он был удостоен звания «фотографа Императорских Величеств». На город обратил свое внимание К. Булла, который снимал здесь городские виды и парки зэ. Среди прочих известных фамилий фотографов встречаются А. Борисов, М. Будунов и Д. Сахновский.

Кроме прочих новинок в Гатчине летом 1900 г. была сооружена подвесная электрическая железная дорога. Вот что об этом писал сам создатель дороги — инженер И. Романов: «Я, с соизволения Ея Императорского Величества государыни императрицы Марии Федоровны, построил в Гатчине на территории дворца между дворцом и Балтийским вокзалом подвесную железную дорогу моей системы для демонстрации ея членам Императорской фамилии».

Демонстрация прошла 29 июня в присутствии императрицы. Дорога, ее иногда называли трамваем, хотя это было не совсем так, была предназначена для Всемирной выставки в Париже.

В июле 1909 г. в Петербурге был открыт Самолетостроительный завод. Были построены первые русские самолеты системы Я. М. Гаккеля, испытание которых проходило на военном поле Гатчины, недалеко от дворца. Осенью 1909 г. на том же поле в Гатчине с показательными полетами выступал французский авиатор Леганье.

Вскоре в Гатчине сформировался авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. Военное поле за полотном Балтийской железной дороги было отведено под аэродром. Первыми авиаторами, овладевшими искусством пилотирования в России, были поручики Г. Горшков и Е. Руднев. В 1911 г. на гатчинском летном поле открылась новая авиационная школа «Гамаюн», принадлежавшая I российскому товариществу воздухоплавания. Эту школу закончила первая женщина-авиатор — Л. В. Зверева. Но главной гордостью авиашколы стали П. Нестеров и В. Чкалов, проходившие курс обучения в Гатчине. Огромные толпы любопытных собирали полеты знаменитого биплана Сикорского — «Илья Муромец». В 1912 г. в пригороде Гатчины — в деревне Сализи — прошли испытания первого в мире парашюта конструкции Котель-никова. Военный аэродром, единственный в Ленинградской области аэродром с бетонным покрытием, просуществовал до 1950-х гг.

Пик социального и культурного благоустройства Гатчины наступил в самом начале XX в. — на Всемирной выставке в Париже Гатчине за удачное сочетание архитектуры с природой, а также за успехи в благоустройстве малого города Европы была вручена Большая серебряная медаль.

После того как Гатчина была благоустроена, туда стала тянуться петербургская интеллигенция — деятели искусств, науки. Знаменитый врач С.П. Боткин жил в Гатчине каждое лето с 1870 по 1880 г. и советовал всем ее климат как самый здоровый из всех пригородов. С.И. Рождественский писал, однако, что «Гатчину нельзя считать местом только для дачной жизни, так как процент помещений, пустующих зимой, не достигает 13% всего числа квартир».

С этим нельзя не согласиться, но нельзя и не учесть то значение, которое имели дачники, для жизни Гатчины. Ценные для нас воспоминания оставили Д. Засосов и В. Пызин. Они сообщали, что в Гатчину «летом приезжали дачники, это оживляло тихий городок. Дачники гуляли по паркам, окружающим лесам, катались на лодках по озерам». «Гатчинскими гостями были А.К. Толстой, А.М. Горький, А.А. Блок, А Н. Толстой, А.С. Грин, И.Е. Репин, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский, Ф.И. Шаляпин».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Критика теории пассионарнарности
этнос исторический пассионарность исторический В 1989 году теория пассионарности стала известна широкой публики после публикации монографии Л.Гумилева. С одной стороны, она тут же стала неотъемлемой частью современной истории и социолог ...

Пассионарная теории этногенеза
Гумелёв Лев Николаевич (1912-1992) — автор концепции этноса как динамической системы, проходящей ряд последовательных фаз жизненного цикла от рождения до угасания. Данная концепция впоследствии получила название «пассионарной теории этног ...

Перспективы развития казахской культуры
Основным из главных направлений своей работы областное общество "Жолдастык" считало возрождение богатого в прошлом духовного наследия казахского народа, которое, к сожалению, в советское время было забыто. Руководство общества Н ...