Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 5

Доказательством этому служили нелегальное существование "Беседы" и найденные при обыске у В.И. Соколовского письма его товарища по 1 кадетскому корпусу, декабриста Н.О. Мозголевского. Знали жандармы и о том, что красноярские писатели и сам В.И. Соколовский были знакомы с некоторыми декабристами, жившими в те годы в Красноярске на поселении или временно бывшими в городе. Среди них были и писатели, например, А.О. Корнилович, В.Ф. Раевский и другие. [3]

Следствие, как справедливо считает М. Богданова, право было в том, что "Беседа", безусловно, была одним из звеньев в единой цепи тех общественных явлений, которые возникли под влиянием движения декабристов.

О серьезности намерений членов "Беседы" свидетельствовали в Уставе параграфы 8, 15, 21, 23 и другие. Из показаний В.И. Соколовского видно, что общество в дальнейшем планировало печатать не только художественные, но и научные сочинения своих членов. Для этой цели был привлечен в организацию военный врач штаб-лекарь Красноярского гарнизона И.Г. Краснопольский, который "хотел доставлять статьи ученые".

Судя по параграфам 15, 16 и 17 Устава, "Беседа" намечала издание периодического художественно-литературного и публицистического сборника, в котором был предусмотрен раздел науки и критические разборы "на статьи выходящих журналов".

К сожалению, ни протоколы заседаний, ни рукописи черновиков сочинений участников "Беседы" не дошли до нас. Всю литературную продукцию "Беседы", видимо, уничтожили сами авторы, а общество прекратило деятельность, как объяснил В.И. Соколовский, из опасения "вызвать подозрения властей", поскольку правительство в то время требовало от всех чиновниках подписки "о непринадлежании к кому-либо тайному обществу".

Нет сведений, кто, кроме подписавших Устав, еще входил в состав "Беседы". Председателем ее являлся Н.А. Степанов, ввиду большой его популярности в Красноярске как автора многочисленных карикатур. Он был лично знаком с В.Г. Белинским, который отзывался о нем как о приятном человеке и художнике. Среди хороших знакомых Н.А. Степанова в 50-60-е годы можно назвать Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - щедрина. Он сотрудничал в журнале "Сын Отечества", затем в 1859-1864 годах - в сатирическом журнале "Искра", а с 1865 по 1871 год был редактором "Будильника". Последние два журнала были революционно-демократическими. [2]

Однако и в Енисейской губернии наблюдались важные сдвиги в области культуры. Развитие капитализма подрывало патриархальный уклад жизни. Из центра страны приезжали политические ссыльные - интеллигенты, рабочие и крестьяне. Все это не могло не сказаться на развитии культуры.

Зимой 1865 года в Красноярске, затем в Томске прочитал публичные лекции по истории Сибири известный публицист-демократ С.С. Шашков. Его лекции носили ярко обличительный характер. Власти возбудили против Шашкова судебное дело.

В 1884 году в Красноярске создается "Общество попечения о народном образовании". Оно вело книжную торговлю, содержало несколько школ и две библиотеки-читальни. В 1900 году в Красноярске было выстроено новое здание городской библиотеки. "Общество помощи учащимся начальных школ" в Енисейске добилось открытия мужской и женской воскресных школ, любительского театра, библиотеки и первого книжного магазина.

В деревнях частными учителями работали, главным образом ссыльные. К концу 80-х годов у частных учителей в деревнях обучалось более 900 детей или 37 % всех учащихся.

Вписал свое имя в историю культуры края Н.М. Мартьянов, Минусинский аптекарь, который с помощью общественности, особенно учителей и политических ссыльных, основал в 1877 году в Минусинске музей краеведения. В нем были созданы отделы естественно-исторический, промышленный, сельского хозяйства, археологии и этнографии. Музей скоро приобрел широкую известность в России и за рубежом. Часть его экспонатов демонстрировалось на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году и на Парижской в 1900 году. На этих выставках Минусинский музей был награжден дипломами и медалями. [5]

В 1902 году в Минусинском музее уже было 56483 экспоната, а научная библиотека насчитывала 22 тысячи книг. Она снабжала школы передвижными библиотеками для внеклассного чтения. При музее был открыт педагогический отдел, содержащий коллекции по естествознанию, географии, минералогии, этнографии, археологии. Политический ссыльный народник д.А. Клемец по праву назвал Минусинский музей "нашей Академией наук".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Свадебный наряд
На протяжении многих веков свадебный наряд несколько раз менялся, особенно у невесты. До конца 19 века во многих местах крестьяне венчались обычно в праздничном народном костюме (см. приложение), традиционном для той или иной местности. ...

Место и значение народных знаний в развитии ногайского этноса
На протяжении веков народ вырабатывал эмпирические знания в различных областях жизни. Среди них на первом месте стоят знания в области народной медицины и ветеринарии. Многие наблюдатели отмечали, что в уходе за скотом и лечении его ногай ...

Павда
Бабиновская дорога стала, можно сказать, судьбой этого поселка. Сначала здесь была только ямская станция - государево заведение на государевой дороге. Потом, почти два века спустя, возник завод. Он просуществовал чуть более столетия. Так ...