Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири.
И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие историки считали, что по сравнению с крепостническим центром Сибирь, благодаря отсутствию помещиков, многоземелью, огромным запасам пушных зверей и горно-рудным богатствам, а так же широкой хозяйственно-организационной деятельности казны, Сибирь имела опережающие темпы развития.
Исследователи Ю.С. Кожухов, А.С. Кузнецов, Д.И. Копылов, Г.Ф. Быконя и другие высказывали противоположную точку зрения. По их мнению, многообразие почвенно-климатических зон, крайне низкая плотность населения, наличие огромных неосвоенных пространств, громадная протяженность транспортных путей, отдаленность общерусских центров товарного производства и обращения - все это привело к воскрешению за Уралом порайонной хозяйственной замкнутости, архаичной агротехники, натуральных крестьянских хозяйств, слабости городского ремесла по отношению к сельскому ремеслу и домашним промыслам, узости местного рынка, особенно рынка свободной рабочей силы. [6]
Несомненно, что бурное освоение Сибири и быстрое развитие промышленности в этом относительно экономически новом регионе России объясняется фактами, которые перечислил сторонники обоих теорий. На наш взгляд констатация преобладания сельскохозяйственной деятельности над промышленным производством в Сибири некорректна, так как и в так называемых общерусских центрах до Урала происходило примерно то же самое. Промышленность мануфактурного типа и там тоже делал только первые шаги. Что же касательно принудительного труда, то это объясняется, во-первых, малонаселенностью Сибирских территорий, во-вторых, отсутствием квалифицированной рабочей силы, в-третьих, дешевизной труда каторжников. Частное свободное предпринимательство здесь приобрело размах и масштабы, недоступные предпринимателям общерусских центров. Развитие культуры в Сибири так же носило бурный и непоследовательный характер. Большое количество хорошо образованных и талантливых людей способствовало этому развитию. Это количество обеспечивалось в основном за счет политических ссыльных, начиная с декабристов. Поэтому мы частично разделяем точку зрения авторов второй теории.
На заре капиталистической эры в Сибири еще отчетливее стал проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и культурой трудящихся. Богачи и крупные чиновники Красноярска переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. [3]
Культурное развитие сибирских городов в пореформенное время отмечено чертами заметного оживления, вызванного глубинными преобразованиями эпохи. Однако наметившиеся тенденции тормозились консервативной политикой самодержавия, которое стремилось сузить распространение просвещения и культуры среди демократических масс.
Литература и искусство ХIХ века Красноярска
Общественно-политический подъем в России 60-х годов нашел свой отзвук и в Енисейской губернии. Передовые люди выписывали не только редактируемый Н.А. Некрасовым журнал "Современник", но читали и запрещенные издания А.И. Герцена - "Полярную звезду" и "Колокол". В губернии распространялись и рукописные произведения, среди которых особенно выделялись сатирические листки.
Рукописная литература Сибири первой половины 19 века, составной частью которой являются впервые публикуемые произведения красноярских авторов, имела давние уходящие в 18 век традиции. Ее широкое распространение было обусловлено типичной для того времени неразвитостью печатного дела, строгостями цензуры николаевского времени, а в первую очередь - повышенным из-за ссылки в Сибирь удельным весом грамотных людей, в той или иной степени находящихся оппозиции к официальным властям.
Рукописная, в первую очередь - сатирическая литература - в сибирских условиях дала одну из форм общественного протеста, средством идеологической борьбы между различными общественно-политическими направлениями в тогдашнем образованном обществе. В списках широко распространялись сатирические и юмористические стихи, поэмы, анекдоты, карикатуры. Возникали и голами существовали целые рукописные журналы.
Большое влияние на рукописную литературу Сибири оказали политические ссыльные, особенно декабристы. [3]
В Красноярске первое известие о существовании рукописной сатирической литературы относится к 60-м годам 18 века и связано с именем учителя местной латинской школы Г.Ф. Скрябина.
Похожие материалы:
Методика исследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинские
писаницы
Научная достоверность произведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенства методики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарного перерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации ...
Сретение Господне (Громницы, Сустретенье)
Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 15 февраля. В основе праздника Сретение Господне лежит рассказ евангелиста Луки о принесении сорокадневного младенца Иисуса в Иерусалимский храм.
Согласно древним обычаям, на соро ...
Жизнь и творчество В.А. Жуковского в Калуге
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя бл ...