Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)
Первая половина 19 века для России была переломной эпохой, когда феодализм сменялся капитализмом. Существует две противоположные точки зрения на степень развития новых отношений в Сибири.
И.И. Лекин, Л.И. Светличная, В.Г. Карцов и другие историки считали, что по сравнению с крепостническим центром Сибирь, благодаря отсутствию помещиков, многоземелью, огромным запасам пушных зверей и горно-рудным богатствам, а так же широкой хозяйственно-организационной деятельности казны, Сибирь имела опережающие темпы развития.
Исследователи Ю.С. Кожухов, А.С. Кузнецов, Д.И. Копылов, Г.Ф. Быконя и другие высказывали противоположную точку зрения. По их мнению, многообразие почвенно-климатических зон, крайне низкая плотность населения, наличие огромных неосвоенных пространств, громадная протяженность транспортных путей, отдаленность общерусских центров товарного производства и обращения - все это привело к воскрешению за Уралом порайонной хозяйственной замкнутости, архаичной агротехники, натуральных крестьянских хозяйств, слабости городского ремесла по отношению к сельскому ремеслу и домашним промыслам, узости местного рынка, особенно рынка свободной рабочей силы. [6]
Несомненно, что бурное освоение Сибири и быстрое развитие промышленности в этом относительно экономически новом регионе России объясняется фактами, которые перечислил сторонники обоих теорий. На наш взгляд констатация преобладания сельскохозяйственной деятельности над промышленным производством в Сибири некорректна, так как и в так называемых общерусских центрах до Урала происходило примерно то же самое. Промышленность мануфактурного типа и там тоже делал только первые шаги. Что же касательно принудительного труда, то это объясняется, во-первых, малонаселенностью Сибирских территорий, во-вторых, отсутствием квалифицированной рабочей силы, в-третьих, дешевизной труда каторжников. Частное свободное предпринимательство здесь приобрело размах и масштабы, недоступные предпринимателям общерусских центров. Развитие культуры в Сибири так же носило бурный и непоследовательный характер. Большое количество хорошо образованных и талантливых людей способствовало этому развитию. Это количество обеспечивалось в основном за счет политических ссыльных, начиная с декабристов. Поэтому мы частично разделяем точку зрения авторов второй теории.
На заре капиталистической эры в Сибири еще отчетливее стал проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и культурой трудящихся. Богачи и крупные чиновники Красноярска переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. [3]
Культурное развитие сибирских городов в пореформенное время отмечено чертами заметного оживления, вызванного глубинными преобразованиями эпохи. Однако наметившиеся тенденции тормозились консервативной политикой самодержавия, которое стремилось сузить распространение просвещения и культуры среди демократических масс.
Литература и искусство ХIХ века Красноярска
Общественно-политический подъем в России 60-х годов нашел свой отзвук и в Енисейской губернии. Передовые люди выписывали не только редактируемый Н.А. Некрасовым журнал "Современник", но читали и запрещенные издания А.И. Герцена - "Полярную звезду" и "Колокол". В губернии распространялись и рукописные произведения, среди которых особенно выделялись сатирические листки.
Рукописная литература Сибири первой половины 19 века, составной частью которой являются впервые публикуемые произведения красноярских авторов, имела давние уходящие в 18 век традиции. Ее широкое распространение было обусловлено типичной для того времени неразвитостью печатного дела, строгостями цензуры николаевского времени, а в первую очередь - повышенным из-за ссылки в Сибирь удельным весом грамотных людей, в той или иной степени находящихся оппозиции к официальным властям.
Рукописная, в первую очередь - сатирическая литература - в сибирских условиях дала одну из форм общественного протеста, средством идеологической борьбы между различными общественно-политическими направлениями в тогдашнем образованном обществе. В списках широко распространялись сатирические и юмористические стихи, поэмы, анекдоты, карикатуры. Возникали и голами существовали целые рукописные журналы.
Большое влияние на рукописную литературу Сибири оказали политические ссыльные, особенно декабристы. [3]
В Красноярске первое известие о существовании рукописной сатирической литературы относится к 60-м годам 18 века и связано с именем учителя местной латинской школы Г.Ф. Скрябина.
Похожие материалы:
Хозяйственная жизнь Красноярска
Сравнительная неразвитость капиталистических отношений в сибирских городах первой половины XIX века отчетливо проявилась в содержании хозяйственной жизни Красноярска. Жители оставались тесно связанными с сельским хозяйством. В 1828 году, ...
У истоков адыгской словесности
Своеобразным и тернистым был путь, пройденный адыгской письменностью. У истоков ее стояли наиболее прогрессивные и выдающиеся личности выдвинутые самой эпохой. В их ряду почетное место занимает адыгский просветитель Умар Хапхалович Берсей ...
Астраханский поэт Мажлис Утежанов
«Я – русский казах» - так гордо писал о себе в стихах наш земляк, поэт и прозаик Мажлис Утежанов.
6 сентября ему бы исполнилось 70 лет. (1935-1998). Он родился в селе Алтынжар Володарского района. Первые стихи начал писать рано, еще в ш ...