Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 4

Заметную роль в культурной жизни губернии принадлежала печати. Начало ее было положено изданием "Енисейских губернских ведомостей" в 1857 году. Она издавалась вплоть до 1889 года. В отличие от "Иркутских ведомостей", где боевой обличительный дух газеты определялся ядром демократически настроенных сотрудников, енисейская газета была умеренна и лояльна. Авторский коллектив не был постоянным, поэтому остро ощущался недостаток корреспонденции. Большую часть материала занимала официальная хроника и перепечатка из других газет. Самостоятельного общественно-политического лица газета так и не приобрела. Современники называл ее "серым листком", подразумевая не только низкое полиграфическое качество издания, но и одиозность литературной формы и содержания. Такое издание не отвечало потребностям общественной жизни края. [4]

Между тем потребность в свободном печатном слове все более остро ощущалась современниками. В 80-е годы было предпринято несколько попыток организовать частные издания. Только в 1889 году в Красноярске учителем Е Кудрявцевым стал выпускаться "Справочный листок Енисейской губернии", преобразованный с 1894 года в газету "Енисей". Программа издания была ограничена вопросами справочно-информационного характера. Несмотря на эти ограничения и жесткую регламентацию местной цензуры, издатель пытался поднять газету на уровень прогрессивных общесибирских изданий, сделать ее трибуной общественного мнения.

Первые книги были отпечатаны в 1881-1882 годах в типографии Енисейска. Города с деревянными в основном постройками утопали в пыли и грязи. В Красноярске до 1917 года была всего одна замощенная улица.

Научная, общественная и литературная деятельность губернатора Красноярска А.П. Степанова и его окружения, как наиболее образованной и либерально настроенной части губернского общества, носила для своего времени прогрессивный характер. К двухсотлетию Красноярска А.П. Степанов и его окружение выпустили в Москве "Енисейский альманах", один из первых литературных журналов Сибири. В издании журнала приняли участие учителя местных училищ и образованные чиновники (И.П. Петров, А.П. Степанов, И.И. Варлаков, А.К. Кузьмин, И.Я. Козлов, С. Рассказов и др.). В основном Сибирь изображалась отвлеченно и романтически. Большой точностью и образностью пейзажных зарисовок отличался очерк А.П. Степанова "Путешествие в Кяхту из Красноярска".

Еще раньше, в 1823 году, было создано и некоторое время просуществовало общество "Беседы о Енисейском крае".

Самостоятельной литературной организацией была основанная в 1829 году местным чиновником - литератором И.В. Соколовским "Красноярская литературная беседа", которая разработала свой Устав.

Устав является рукописным проектом и существовавшего в Красноярске нелегального литературного общества. Это вторая после коллектива авторов "Енисейского альманаха" литературная организация, появление которой свидетельствует о том, что Красноярск был одним из центров культурной и литературной жизни Сибири 20-х годов 19 века. Сведения об этом обществе любителей словесности впервые обнародовала советский литературовед М. Богданова, внучка декабриста Н.О. Мозгалевского, обнаружив их в бывшем сугубо секретном фонде 3 Отделения. [2]

Следствие установило, что молодые красноярские литераторы по предложению поэта и писателя В.И. Соколовского, служившего в Красноярске, еженедельно собираться у него на квартире "на чашку чая", читали новые книги и журналы, обменивались впечатлениями, а также представляли на обсуждение свои собственные "статьи".

Сам В.И. Соколовский подчеркивал чисто литературные задачи "Беседы", целью которой было объединить местную молодежь, любящую литературу, имеющих склонность к самостоятельным "занятиям словесности". Это отразилось в девизе "Беседы", который, согласно ее Уставу был сформулирован как "Польза и благородное удовольствие".

"Беседа" таким образом, ставила своей задачей общественно-политическую деятельность, воспитание и развитие эстетических чувств и понятий, однако жандармские следователи тщательно искали политическую подоплеку этого общества, считали его отраслью какого-нибудь нераскрытого политического "злоумышленного" общества типа "Зеленой лампы", этого литературного отдела ранней декабристкой организации "Союз Благоденствия".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Обед с богами
О феномене марийского язычества заговорили еще более 20 лет назад. Этнографы признаются, что только один национальный народ в России смог практически полностью сохранить свои корни, быт, культуру и даже религию – и это марийцы. Один из с ...

Довоенное развитие Ижевска
Ведущей отраслью промышленности Ижевска оставались металлургия и машиностроение. Главную роль играл Ижстальзавод, объединявший тогда металлургический и оружейный заводы. В 1927 году на Ижстальзаводе организовано станокостроительное произ ...

Пещера Шульган-Таш как обьект поклонения
Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что пещера Шульган-Таш являлась для местного населения своеобразным святилище ...