Развитие искусства в г. Красноярске (XIX в.)

Страница 4

Заметную роль в культурной жизни губернии принадлежала печати. Начало ее было положено изданием "Енисейских губернских ведомостей" в 1857 году. Она издавалась вплоть до 1889 года. В отличие от "Иркутских ведомостей", где боевой обличительный дух газеты определялся ядром демократически настроенных сотрудников, енисейская газета была умеренна и лояльна. Авторский коллектив не был постоянным, поэтому остро ощущался недостаток корреспонденции. Большую часть материала занимала официальная хроника и перепечатка из других газет. Самостоятельного общественно-политического лица газета так и не приобрела. Современники называл ее "серым листком", подразумевая не только низкое полиграфическое качество издания, но и одиозность литературной формы и содержания. Такое издание не отвечало потребностям общественной жизни края. [4]

Между тем потребность в свободном печатном слове все более остро ощущалась современниками. В 80-е годы было предпринято несколько попыток организовать частные издания. Только в 1889 году в Красноярске учителем Е Кудрявцевым стал выпускаться "Справочный листок Енисейской губернии", преобразованный с 1894 года в газету "Енисей". Программа издания была ограничена вопросами справочно-информационного характера. Несмотря на эти ограничения и жесткую регламентацию местной цензуры, издатель пытался поднять газету на уровень прогрессивных общесибирских изданий, сделать ее трибуной общественного мнения.

Первые книги были отпечатаны в 1881-1882 годах в типографии Енисейска. Города с деревянными в основном постройками утопали в пыли и грязи. В Красноярске до 1917 года была всего одна замощенная улица.

Научная, общественная и литературная деятельность губернатора Красноярска А.П. Степанова и его окружения, как наиболее образованной и либерально настроенной части губернского общества, носила для своего времени прогрессивный характер. К двухсотлетию Красноярска А.П. Степанов и его окружение выпустили в Москве "Енисейский альманах", один из первых литературных журналов Сибири. В издании журнала приняли участие учителя местных училищ и образованные чиновники (И.П. Петров, А.П. Степанов, И.И. Варлаков, А.К. Кузьмин, И.Я. Козлов, С. Рассказов и др.). В основном Сибирь изображалась отвлеченно и романтически. Большой точностью и образностью пейзажных зарисовок отличался очерк А.П. Степанова "Путешествие в Кяхту из Красноярска".

Еще раньше, в 1823 году, было создано и некоторое время просуществовало общество "Беседы о Енисейском крае".

Самостоятельной литературной организацией была основанная в 1829 году местным чиновником - литератором И.В. Соколовским "Красноярская литературная беседа", которая разработала свой Устав.

Устав является рукописным проектом и существовавшего в Красноярске нелегального литературного общества. Это вторая после коллектива авторов "Енисейского альманаха" литературная организация, появление которой свидетельствует о том, что Красноярск был одним из центров культурной и литературной жизни Сибири 20-х годов 19 века. Сведения об этом обществе любителей словесности впервые обнародовала советский литературовед М. Богданова, внучка декабриста Н.О. Мозгалевского, обнаружив их в бывшем сугубо секретном фонде 3 Отделения. [2]

Следствие установило, что молодые красноярские литераторы по предложению поэта и писателя В.И. Соколовского, служившего в Красноярске, еженедельно собираться у него на квартире "на чашку чая", читали новые книги и журналы, обменивались впечатлениями, а также представляли на обсуждение свои собственные "статьи".

Сам В.И. Соколовский подчеркивал чисто литературные задачи "Беседы", целью которой было объединить местную молодежь, любящую литературу, имеющих склонность к самостоятельным "занятиям словесности". Это отразилось в девизе "Беседы", который, согласно ее Уставу был сформулирован как "Польза и благородное удовольствие".

"Беседа" таким образом, ставила своей задачей общественно-политическую деятельность, воспитание и развитие эстетических чувств и понятий, однако жандармские следователи тщательно искали политическую подоплеку этого общества, считали его отраслью какого-нибудь нераскрытого политического "злоумышленного" общества типа "Зеленой лампы", этого литературного отдела ранней декабристкой организации "Союз Благоденствия".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Построение систем сакрального пространства-времени в мифах и обрядах манси
Мифология манси закладывает системы организации сакрального пространства-времени. В самом мифологическом творчестве прослеживается выделение систем в пространстве и времени. Изначальная перманентная сакральность хаоса сменяется разделени ...

Астраханский Кремль
Астраханский Кремль – образец русского военно-инженерного искусства и культовой архитектуры XVI-XVIII веков. Экспозиции, развернутые в Кремле дают представление о его строительстве, архитектурных памятниках города, истории Астраханской Еп ...

Охрана пещеры «Шульган-Таш»
Поскольку основным объектом охраны заповедника является дикая бортевая пчела, пещера является только лишней головной болью для начальства заповедника. Все еще усугубляется тем, что до развала СССР по реке Белой проходил всесоюзный водный ...