История существования Нижегородского цирка
В 1883г. Никитины построили деревянный стационарный цирк в Нижнем Новгороде. «Вчера, 28-го Июля, открылся цирк братьев Никитиных; постройка его и отделка, если принять во внимание краткость сезона, весьма недурны; цирк довольно обширен, места удобны. Чтож касается до исполнителей, то они для ярмарочного цирка не оставляют желать ничего лучшего: есть прекрасные наездники и наездницы, превосходно выдресованныя лошади и недурные клоуны».[1] тройной выключатель с розеткой
«Сегодня 19-го Июля открытие цирка. Первое большое представление с труппой первокласных артистов и кордебалета; в труппе находится до 100 персон и 80 лошадей. Здание цирка, впервые в России, освещается электрическими накаливающимися лампами и большими фонарями. Режиссер - В. Сур, директора бр. Никитины».[2]
В 1988 году завершилось строительство каменного цирка. Поставленный в конце Нижегородской улицы, он вместе со зданием театра являлся основным местом культурного развлечения публики. Цирк, именовавшийся цирком братьев А. А. и П. А. Никитиных. Цирк вмещал до 1000 человек. Выстроен ярмарочным архитектором Н. П. Ивановым по образцу цирка в Вене. В цирке 8 выходов и 2 запасных. Цирк освещается электричеством
В последствие на месте Горьковского цирка находилась Владимирская церковь, которую взорвали в 1937 году. Спустя 24 года было решено начать строительство цирка. Горьковский цирк просуществовал 20 лет – с 1964 по 1984 годы. В 1985 году его закрыли на реконструкцию, которая до сих пор не завершена.
В советские времена на арене горьковского цирка блистали Юрий Никулин, Маргарита Назарова, Игорь Кио и многие другие знаменитости, чьи имена известны во всем мире.
Старожилы Нижнего Новгорода хорошо помнят триумфальные выступления Маргариты Назаровой в их городском цирке. Дрессировщица выступала во многих блистательных столицах мира, но сама признавалась, что любит приезжать в этот город на Волге. Вот какой запомнили Назарову нижегородцы:
" .Изящная женщина в поблескивающем костюме входит в клетку и щелкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры.
Они посматривают прищуренными глазами, послушно, почти добровольно взбираются на высокие тумбочки и садятся. Можно подумать, что это вовсе не хищные звери - настолько мирный, почти домашний вид имеют они. Но стоит дрессировщице хотя бы слегка повысить голос или прикоснуться к одному из полосатых артистов палкой, как раскрывается огромная пасть, обнажая белые-белые клыки.
Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей. Легко, словно играючи, заставляет их выполнять сложные трюки. Условный сигнал, и большое полосатое тело, упруго подброшенное сильными лапами, летит сквозь горящий обруч.
Сколько труда потребовалось, чтобы тигр перестал бояться огня, преодолел инстинкт, с которым родился. Еще сигнал, и полосатые тела образуют своеобразную постель. Дрессировщица спокойно располагается на ней. Но вот один из тигров разозлился. Бьет хвостом, становится все грознее. Тогда дрессировщица подходит к зверю и спокойно просовывает ему в пасть руку, заставляя замолчать. Мертвая тишина стоит в цирке. Зрители ошеломлены мужеством дрессировщицы".
Народного артиста России Алексея Сарача по праву считают уникальным человеком. Пожалуй, не много найдется в современном цирковом искусстве мастеров, которым удалось нарушить своими достижениями устоявшиеся законы жанра. А Сарач, невзирая на правила, которым уже более тысячи лет, создал свои оригинальные трюки. Их смело можно было бы занести в Книгу рекордов Гиннесса, но не в этом цель артиста. Не собственной славы ради создавал он вместе с партнерами уникальные номера. А лишь для того, как говорит сам Алексей Сарач, чтобы показать, на что способен человек.
Одно из высших достижений Сарача – «Тройной баланс». Колонна из четырех – нижний, два средних и верхний – балансируют друг на друге перши. Трюк поистине фантастичный – невероятный по исполнению и великолепный по зрелищности. И вот уже четверть века эту «коронку» до сих пор никто в мире не смог повторить. Неожиданная и для простого зрителя, и для профессионалов, комбинация эта стала революционной в жанре, а дебют его состоялся в 1981 году на манеже Горьковского цирка.
Похожие материалы:
Омск как колыбель сибирского областничества
В 1848 году генерал-губернатор П.Д. Горчаков сообщает в Петербург о тревожных симптомах в мыслях сибирской интеллигенции, которая полагает, что богатства Сибири должны составлять достояние местного населения, а не расхищаться царскими сан ...
Подавление восстания
Большевистская власть, не помышляла ни о каких уступках восставшим. До начала февраля 1921 г. губернские руководители и командиры А. Шлихтер, Ф. Траскович, В. Павлов и другие всеми средствами «выкачивали» хлеб, одновременно пытаясь подав ...
Динамика и типология этнических конфликтов
80-90-е годы XX века стали новым этапом в этническом развитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарных режимов, получил свободу в период перестройки и гласности и оформился в виде феномена «этнического взрыва», ...